ВЕРТОЛЕТ - КАК МНОГО В ЭТОМ СЛОВЕ... ПРОБЛЕМ!

Каждый, кто летает в симуляторе от Microsoft версии 98 года, хоть раз, но пробовал поднять в воздух чудо техники, именуемое Bell 206B Jetranger. И мало кто смог взлететь на нем с первого раза без аварии. Улыбаетесь, разве я не прав? Но, несмотря на все трудности, появление винтокрылой машины во Флайтсимуляторе было встречено фанатами полетов с большим энтузиазмом. Буквально через месяц на сайтах, посвященных симуляторам начали появляться первые модели вертолетов и асы "вертушек" забороздили виртуальные небеса.


Для того чтобы вы смогли удержать винтокрылую машину в воздухе, объясню основные отличия его от аэроплана:
Во-первых: подъемная сила создается не за счет эффекта Бернулли при обтекании потоком крыла, а за счет ротора - тот же винт самолета, но больше размерами и поставленный вертикально.
Во вторых: управление осуществляется не с помощью плоскостей, а посредством изменения угла наклона ротора и изменением оборотов хвостового винта.

Теперь разберем все по порядку.
Предположим, ваш вертолет стоит на площадке, заправленный и готовый к полету. Первым делом вы начинаете работать ручкой "Шаг-Газ", увеличивая при этом угол наклона лопастей винта (изменяя Шаг) и его обороты. Когда вертолет уже вот-вот оторвется от земли, беретесь за штурвал (фигурально выражаясь, так как пилот вертолета редко его отпускает). При дальнейшем увеличении оборотов главный ротор создает подъемную силу, направленную вертикально вверх.
Вот вы уже поднялись на высоту нескольких метров и зависли на ней, переходим в режим горизонтального полета. Подавая штурвал от себя, наклоняем ротор вперед и кроме вертикальной составляющей подъемной силы появляется еще горизонтальная. Так как мощность теперь распределяется и на подъем и на полет, вертолет начнет терять высоту. Поддадим газу. Теперь вертолет будет идти на стабильной высоте. Если еще наклонить ротор, то, соответственно, лететь будем быстрее, но и подниматься медленнее и так далее... Суммарный вектор тяги будет складываться из вертикальной и горизонтальной составляющих. (
Видеозапись можно посмотреть здесь.)

Итак, летать прямо уже научились, перейдем к поворотам.
По способу управления вертолеты подразделяются на три типа: одновинтовые с хвостовым ротором, одновинтовые без хвостового ротора, двухвинтовые (само собой без хвостового ротора).
Хвостовой ротор служит как для поворотов машины, так и для компенсации одностороннего вращения основного ротора. Соответственно двухроторные вертолеты не нуждаются в таком винте. Управление рысканием осуществляется педалями (как в самолете). Кроме этого можно поворачивать с помощью крена, тогда вектор горизонтальной тяги отклоняется в сторону и происходит поворот. Но на низкой скорости или в режиме зависания крен ротора просто сместит вертолет в сторону, а не повернет, имейте это в виду.
Вот, в общем, и все об основах управления винтокрылыми аппаратами.

О нюансах разговор отдельный...

Lt. Storm
storm@krasu.ru


Сайт создан в системе uCoz