- V -


КОНФИГУРАЦИЯ СИСТЕМЫ

Т.к. сразу получить MSFS вам вряд-ли удастся, придется ждать заказа или искать, самое время подготовить вашу систему под летный симулятор. Это пригодится и для других симуляторов, так что время и деньги не будут потрачены даром. Все же дам дополнительный совет, где взять этот уникальный программный продукт. Если не получится через российские магазины и компьютерные фирмы, отправляйтесь на Internet. Загляните на следующие серверы:

http://www.microwings.com (следуйте предложенным LINKS)

http://www.microsoft.com/games/ (посмотрите ORDERING INFORMATION)

Или просто наберите в поисковой программе типа LYCOS словосочетание “FS-6”. Попробуйте также “FSFS” и “Microsoft Flight Simulator”. Попутно вы встретите очень много интересного, так что не забывайте о закладках.

Итак, заказ сделан, и soft в пути к вам. Займемся компьютером. Я летаю на Pentium-166 с 32 Mb RAM и обычной графической картой S3 INC. Trio 64V+ PCI. Это позволяет использовать режим экрана 1024х768 High Color 16-Bit. Звук - AWE32, CD-ROM 8-speed, монитор SONY CPD-100SF 15 дюймов. Результаты восхитительные. Программа не “тормозит”, радует реалистичностью полета, стереозвуком и видами за бортом. Microsoft в качестве минимальной конфигурации рекомендует:

Multimedia PC 486DX/66 or higher (Pentium recommended), 8 Mb RAM (16 recommended), 40 Mb disk space, joystick, audioboard with speakers, double speed CD-ROM drive. (Это для FSW-95). FSW-98 это продукт нового поколения и потребует соответсвующего железа. Пакет “98” изготовлен в расчете на Windows-98. Это говорит о том, что он использует новейшие компьютерные технологии. Нужно иметь Internet подключение (соответственно и модем), 3D Board - трехмерный акселлератор, Pentium-200 и 64 mB RAM, задействована уникальная функция “девяносто восьмого” Windows - поддержка нескольких мониторов, имеется управление джойстиком с воздействием внешних сил (Microsoft Sidewinder) и т.п.

Поговорим о совершенно необходимых вещах: ОС Windows-95 - это понятно, Internet - это обязательно (иначе вы впустую читаете эти строки - все необходимые для активной летной деятельности файлы находятся в Internet), система ThrustMaster - желательно, даже очень желательно. Относительно первого и второго все ясно, что касается третьего - здесь нужно пояснить. Система ThrustMaster - штука не дешевая. Но эффект ее использования с лихвой компенсирует затраты. Во-первых система поддерживает абсолютно любую летательную игру. Каждый современный симулятор (Wing Commander, Eurofighter-2000, Su-27, USNF, AH-64D Longbow и прочие хиты) обязательно имеет на своем CD директорию JOYSTICK с субдиректорией THRUSTMASTER. Там находятся нужные для программирования системы файлы. Руководство к игре непременно будет содержать схему раскладки кнопок ThrustMaster, типа той, что приводится ниже. Дело в том, что каждый симулятор имеет десятки различных команд, которые приводятся в действие одной, двумя, а то и тремя клавишами. В быстроменяющейся обстановке полета просто не успеваешь правильно нажать ту или иную команду. Управление газом при помощи клавиатуры - тоже величайшая нелепость. Пилот реального самолета постоянно пользуется режимом двигателя и часто меняет его. Это происходит даже чаще чем изменение положения самолета ручкой управления (джойстиком). Особенно актуально “чуствовать двигатель” на рулении, посадке или в воздушном бою. Результат использования стандартного набора русского PC-пилота самый унылый. (стандартный набор - это джойстик китайского производства типа Quick-Shot и им подобные, мышь плюс клавиатура). Пилот с таким арсеналом может рассчитывать на позицию начинающего слабачка в летных играх, либо дослужиться до полковника в том же “JANE’s AH-64D Longbow” на низких уровнях реалистичности (flight control “easy” или difficulty - “moderate”). А это так же похоже на реальный полет, как канализация похожа на канал. ThrustMaster в полной конфигурации позволяет летать в режиме HOTAS (Hands On Throttle And Stick) - т.е. “руки на рычаге управления двигателем и ручке управления”. Программа, которая присваивает всем 19 переключателям и кнопкам системы различные сочетания клавиш компьютерной клавиатуры поставляется вместе с системой. Через специальное меню, в считанные секунды вы выбираете нужную игру или симулятор и осуществляете программирование системы. Система помнит свой последний статус и при повторном пользовании той же игрой не требует дополнительного программирования. Что же дает, и сколько стоит эта штука?

Система ThrustMaster это комплекс органов управления производства США, которая по точности соответствует военному стандарту MIL XM-5400-3 и подходит для компьютерных тренировок при первоначальном летном обучении. В комплексе три компонента (благо, каждый из них можно купить отдельно):

Это ручка управления (полноразмерная модель реальной ручки управления самолета F-16), которую пилот держит правой рукой. В реальном самолете F-16 она располагается на правой приборной консоли у борта кабины. Применительно к Microsoft FS кнопки и переключатели ручки запрограммированы следующим образом (НАЗВАНИЕ, “Что нужно сделать”, эффект от действия):

“От себя-На себя”:

Изменяется положение руля высоты “нос самолета вниз-вверх”

“Влево-Вправо”:

Осуществляется управление элеронами “крен влево-вправо”

“Нажать-Отпустить”:

Включаются колесные тормоза - на клавиатуре соответсвует клавише “.”

“Держать вверх-вниз”:

Изменяет положение триммера руля высоты - соответствует нажатию клавиш “PgUp - PgDn”

“Держать влево-вправо”:

Включаются дифференциальные тормоза (левое нажатие тормозит левое колесо основного шасси, правое нажатие - правое колесо) - соответствует клавишам “F11” и “F12”.

“Нажать”:

Закрылки выпускаются в максимальное посадочное положение - соответствует нажатию клавиши “F8”

“Нажать”:

Происходит уборка / выпуск шасси - соответствует нажатию клавиши “G”

“Нажать и держать 1-2 секунды”:

Открывается подача топлива при запуске двигателя - соотв. сочетанию клавиш “Ctrl+Shift+F4”

“Нажать в нужную сторону и удерживать”:

Быстрое и кратковременное перемещение взгляда пилота через остекление кабины: влево, вправо, назад и вперед. Взгляд в сторону держится пока удерживается нажатие и возвращается вперед при отпускании переключателя. Нет аналогов на клавиатуре.

“Переключить в нужное положение”:

Продолжительное перемещение взгляда. При отпускании переключателя взгляд остается в выбранном положении). Соответствует сочетанию клавиш “Shift+arrow key”

“Нажать влево-вправо”:

Выбор навигационного прибора VOR1 или VOR2 на приборной панели для настройки заданного курса - соответствует последовательному нажатию клавиш “V”, “1” или “V”, “2”

“Нажать от себя-на себя и удерживать требуемое время”

Плавно изменяет настройку любого выбранного прибора или вида по принципу больше-меньше (радиал на VOR-указателях, частоту связной УКВ радиостанции COM, частоту радиокомпаса ADF, частоту навигационных приемников NAV1 и NAV2, заданные курс и высоту на автопилоте, код системы опознавания, масштаб карты, масштаб времени, время суток, увеличение ZOOM различных видов - соответствует нажатию клавиш “Плюс” и “Минус”.

“Кратковременно нажать”

Каждое нажатие переключает на весь экран один из трех основных видов в FS (вид из кабины “Cockpit View”, вид с диспетчерской башни на ваш самолет “Tower View” и внешний вид вашего самолета “Spot Plane View”) - соответсвует нажатию клавиши “S”.

Тактическая консоль и рычаг управления двигателем. Так же как и ручка управления эта консоль смоделирована по образу и подобию реально существующего органа управления от самолета F-16. Пилот держит TQS левой рукой. Hot Keys Microsoft Flight Simulator программируются согласно следующей раскладке:

“Ход вперед-назад”

Плавно изменяет обороты двигателя от малого газа до взлетного режима и форсажа - соответсвует нажатию клавиш “F2” и “F3”.

“Нажать”

Перекрывает подачу топлива при останове двигателя - соответствует нажатию сочетания клавиш “Ctrl+Shift+F1”

“Нажать в соответствующую сторону”

Осуществляет выбор между четырмя цифрами кода системы опознавания - Transponder для настройки (настраивается с ручки F-16 FLCS кнопкой H4)

“Поставить в положение T7 - влево”

Включение - выключение автопилота. Кнопка остается в переключенном положении для предотвращения случайного нажатия. Чтобы повторить команду, кнопку нужно вернуть в центральное положение, затем вновь переключить в T7 (влево). Соответствует одноразовому нажатию клавиши “Z”.

“Поставить в положение T8 - вправо”

РАБОТАЕТ ТОЛЬКО НА МАШИНЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ CESSNA SKYLINE RG182

Передача управления инструктору для совершения посадки. Кнопка действует аналогично положению T7, соответствует одноразовому нажатию клавиши “X”.

“Нажать-отпустить”

Коррекция гироскопа курсовой системы - устраняет погрешность указателя курса, которая возникает каждые 5-10 минут горизонтального полета из-за трения, прецессии и инерционности гироскопических приборов (Gyro Drift).

Педали управления рулем направления и носовым колесом (кроме самолетов со свободноориентируемым носовым колесом). Устройство сделано крепко и надежно на стальном основании и правильного размера для взрослого человека (конструктивно копирует педали учебного поршневого самолета). Казалось бы, не очень-то нужная вещь (принимая во внимание цену). Если вам не хочется выполнять фигуры пилотажа на спортивном или военном самолете - можете не приобретать RCS. Единственная ущербность вашего ощущения полета будет в том, что вам придется включить “автоматического второго пилота”, который вместо вас будет давить педали при отклонении ручки управления в полете, чтобы координированно ввести самолет в разворот (Autocoordination “ON” в меню Aircraft-Realism). А также на земле вы будете рулить от стоянки до взлетной полосы и выдерживать ось ВПП на разбеге не педалями, как это на самом деле, а ручкой (т.е. джойстиком). Это конечно не интересно и по-детски, но терпеть можно. (На разбеге, кстати, это чревато внезапным возникновением крена сразу после отрыва - так что будте осторожны). Взлеты и руление у вас будут получаться конечно “так себе, на троечку”. Лучше расскажу о том, чего у вас вообще никогда не получится при отсутствии педалей. Не имея полноценного контроля рулем направления отдельно от управления элеронами вы можете сразу пропустить в летной школе MSFS раздел посвященный выполнению фигур высшего пилотажа. Вы не сможете ввести самолет в штопор, а значит (если он сам свалится из-за ошибок в управлении, вряд-ли удастся вывести). Самоубийство - пробовать без педалей делать бочки, перевороты и развороты на горке. Во-первых, фигура все равно не получится как надо, а во-вторых, потеря высоты может оказаться очень большой, если не фатальной. Не советую экспериментировать с полетами на реактивных истребителях в MSFS без педалей руля направления. С этой целью используйте какой-нибудь игровой пакет (iF-22, EF-2000, USNF). В отличие от гражданского самолета, крен на крыло у истребителя еще не значит ввод в разворот. Посадочки у вас будут, как правило, “криво-боком” с 80% вероятностью катастрофы при встрече с землей. В MSFS вам также придется плохо при сильном боковом ветре в аэропорту посадки при отсутствии педалей (особенно на тяжелом самолете, таком как Боинг-747) - лучше измените погоду через меню “Weather” на штиль и отключите “Automatic Weather Generation - WINDS” в том же меню. Техника посадки и взлета с сильным боковым ветром требует обязательного наличия эффективного руля направления.

В заключении рассказа о джойстиках не могу не упомянуть об еще одной новинке от Microsoft (созданной под FSW-98 и последующие программы) - Microsoft Sidewinder Pro Flight Stick. Представьте себе, вы рулите по ВПП и физически ощущаете стыки бетонки через джойстик, касаетесь земли при посадке и ощущаете рывок переднего колеса, выполняете вираж, и рули наливаются свинцом с увеличением нагрузки, заходите на критические углы атаки и ощущаете нарастающую предсрывную тряску, пикируете на предельных скоростях и вибрация флаттера начинает пробирать ваше тело через руку, которая держит джойстик. FSW-98 выдает контрольные импульсы на джойстик прямо из своего виртуального мира в мир материальный.

FSW-98 как и его предшественник FSW-95, использует стереозвук. Если вы запускаете сначала левый двигатель LearJet, то звук нарастает слева и т.п.. Звук вообще претерпел сильные изменения в последней версии симулятора. У вас может отказать двигатель, например на одномоторной поршневой Цессне. Представьте, приборы контроля двигателя заваливаются к нулевым отметкам, движок чихает, неровно молотит и останавливается. Самолет опускает нос. Сквозь прозрачный слой облаков уже просматриваются крыши высоких зданий. Тишина, и только ветер бьет в лобовое стекло. Слышны легкие поскрипывания металла обшивки. Ветер бьет в стекло сильнее и сильнее, самолет начинает “петь” рассекая воздух. Стремительно приближается земля в угрожающих деталях. Вам нужно держать себя в руках и грамотно спасать свою жизнь.

Если FSW-95 способствовал вырабатыванию адреналина и заставлял часто биться сердце, то FSW-98 уже сособен всерьез пощекотать нервы самых искушенных пилотов.

Таким образом Pentium 166-200, 16-32 Mb RAM, хорошая видеокарта и монитор 15-17 дюймов, аудиокарта, CD-ROM drive и ОС Windows-95, плюс полная система ThrustMaster и пакет MSFS позволят вам создать неплохой домашний авиационный тренажер. Если же у вас MSFS v7.0 (FSW-98) и компьютер P-200 c 3D-картой, два-три монитора, плюс джойстик-имитатор воздействий атмосферы и нагрузок на рулях - вы окунетесь в мир “компьютерной утопии” (будте осторожны - можно захохотать и не остановиться).

Цены на компоненты ThrustMaster (list price, в магазинах Москвы эти вещи попадаются дешевле):

ThrustMaster F-16 FLCS 199$

ThrustMaster F-16 TQS 199$

ThrustMaster RCS 149$

Для состоятельных людей и клубов приведу цены на эксклюзивное оборудование:

ThrustMaster F-22 PRO FLCS (ручка управления) 219$

ThrustMaster F-16 FLCS Limited Edition (Ручка управления. Материалы - сталь и алюминий, массивное основание, ручная сборка - очень высокая точность, упаковано в деревянную коробку как военная поставка запчастей - роскошная подарочная вещь) 499$

ThrustMaster FLIGHT SIM COCKPIT (Суперпредмет - полноразмерная копия кабины самолета, с пилотским креслом, приборной доской и всеми необходимыми аттрибутами. В ней устанавливается ваш компьютер и монитор (монитор - на месте прицела современного истребителя) + все органы управления ThrustMaster. Имеет колесики для перемещения внутри квартиры. Борта кабины закрыты. Стоит это чудо 2566$. Думаю, что в мире их единицы. Более подробную информацию и техническую поддержку можно получить на Internet напрямую от американского производителя по адресу:

http://www.thrustmaster.com

Все устройства ThrustMaster снабжены подробными руководствами по инсталляции, программным обеспечением, схемами-памятками и целым набором всевозможных кабелей и адапторов для различных вариантов соединения отдельных блоков в единую систему и подключения ее к компьютеру.

По “компьютерному железу” пожалуй все, единственное добавление - не забудте о наушниках. Обидно прекращать трансатлантический перелет из-за того, что все домашние легли спать. Я пользуюсь обычными музыкальными стереотелефонами Pioneer - хороший мягкий звук и качество спецэффектов.


На главную...

Далее...

Сайт создан в системе uCoz