Arnold
Field
"International Air Traffic Control. Management of the
World's Airspace"
М. Транспорт. 1989
ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ГРАЖДАНСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
Ранее
говорилось о правилах, процедурах и
технических средствах, необходимых
для обеспечения обслуживания
воздушного движения. При этом
подчеркивалось, что уровень
средств, находящихся в
распоряжении диспетчера УВД, в
большой степени зависит от объема и
сложности воздушного движения,
обслуживаемого диспетчером.
Для описания работы максимального
количества служб воздушного
движения и технических
вспомогательных средств в качестве
примера можно взять работу
большого аэропорта. С этой целью
выбран международный аэропорт
Хитроу в Лондоне (Великобритания),
включая окружающий район и сеть
маршрутов воздушных трасс. Хотя в
других местах некоторые процедуры
могут отличаться, однако основные
принципы не меняются, за
исключением непринципиальных
вопросов процедурного характера.
На примерах показано, как в
аналогичной обстановке в
международном масштабе происходит
управление воздушным движением.
Для подробного описания
функционирования органов УВД
предлагаем рассмотреть изложенные
в сжатой форме следующие этапы
полета ВС. Вылет по маршруту
Лондон—Манчестер.
1.
Предполетное планирование.
2. Разрешение на вылет (аэродромный
диспетчерский пункт — диспетчер
наземного движения).
3. Взлет с взлетно-посадочной полосы
(аэродромный диспетчерский
пункт—диспетчер воздушного
движения).
4. Пролет района аэродрома (районный
диспетчерский центр — диспетчер
аэроузлового района).
5. Полет по маршруту (районный
диспетчер центр — диспетчер
сектора воздушных трасс).
6. Район
манчестерского аэродрома
(субрегиональный район аэродрома
Манчестера—диспетчер подхода).
7. Прибытие в аэропорт Манчестера
(диспетчер воздушного движения
Манчестера и диспетчер наземного
движения Манчестера).
Прибытие
по маршруту Париж—Лондон (Хитроу).
1. Предварительное уведомление о
полете воздушного судна (районный
диспетчерский центр — диспетчеры
сектора воздушных трасс Парижа и
Лондона).
2. Полет по маршруту (районный
диспетчерский центр — диспетчер
сектора воздушных трасс
Париж—Лондон).
3. Аэроузловой
район (районный диспетчерский
центр — диспетчер аэроузлового
района).
4. Этап подхода (диспетчеры
радиолокационного наведения
диспетчерских пунктов похода № 1 и
2).
5. Прибытие на аэродром (аэродромный
диспетчерский пункт— диспетчер
воздушного движения и аэродромный
диспетчерский пункт—диспетчер
наземного движения).
Ранее
говорилось об атмосфере, царящей на
рабочих местах, откуда
осуществляется управление
воздушным движением по этапам
полета. Поскольку в настоящей книге
рассматривается управление
военными и гражданскими ВС, далее
материал будет специально посвящен
проблемам координации полетов
гражданских и военных ВС и дано
подробное описание управления
движения этими судами. Так как в
качестве примера взят полет по
маршруту Лондон—Манчестер, то
примером координации между
гражданскими и военными ВС также
будет воздушное пространство
Великобритании. И наконец,
читателям следует иметь в виду, что
ситуации, технические средства и
процедуры существовали во время
написания данной книги, а
применение новой техники и
повышение интенсивности
воздушного движения могут изменить
характер описываемых событий.
Для точности изложения следует
отметить, что в книге описаны
только основные принципы
управления воздушным движением. В
каждом органе УВД существуют свои
эксплуатационные и
координационные процедуры, которые
еще более дробятся в зависимости от
рабочих мест, но рассказ о них
только затруднит понимание
рассматриваемых вопросов. Для
специалистов следует отметить, что
существуют многочисленные
специальные дополнительные
инструкции, которые, как следует из
этого определения, Идополняют
национальные правила (руководства
по управлению воздушным движением)
и созданы для конкретных органов
УВД и рабочих мест.
ПЛАН
ПОЛЕТА
Все ВС, которые по закону или
добровольно пользуются услугами
органов обслуживания воздушного
движения Великобритании, должны
получить на это предварительное
разрешение. Такое предварительное
уведомление обычно имеет форму
представления плана полета. План
полета — это заявление о
намерениях пилота. В него входит
такая информация, как тип ВС, его
позывной, скоростные
характеристики, пункт назначения,
высота и маршрут, по которому он
намерен лететь. Как правило, план
полета представляют на аэродроме
вылета, но ВС, которое желает войти
в систему УВД, вылетев из пункта
назначения, который этой системой
не обслуживается, может сделать это
в полете. Конечно, многие
авиакомпании осуществляют
регулярные полеты по одним и тем же
маршрутам, и чтобы не тратить
лишней бумаги, информация о таких
полетах постоянно хранится в
запоминающих устройствах ЭВМ.
Аналогичным образом для выборки и
представления этих полетных данных
диспетчерам УВД используется
вычислительная техника, которая
выполняет многое из того, что
раньше делалось вручную.
Использование планов полета и
связанной с их обработкой
вычислительной техники является
сложной проблемой, которая в разных
местах решается по-разному. Чтобы
показать работу системы УВД,
приведем описание полета из
лондонского аэропорта Хитроу в
Манчестер и из Парижа в Лондон
(Хитроу). В обоих примерах важную
роль играет использование ЭВМ, и
органы УВД делают все возможное,
чтобы, используя самые современные
методы управления воздушным
движением, оказать помощь этим ВС.