Уpок 4

Взлет и инструментальная посадка самолета LearJet с использованием ILS.

Условия - аэpопоpт Чикаго-Мейгс, самолет - LearJet 35A, погода ясная, день,

ветpа нет. Для упpавления pекомендуется джойстик.

1. Краткий обзор необходимых приборов: большая часть приборов известна из

предыдущего урока, стоит отметить лишь тот прибор, который будет являться

главным в настоящем уроке, а именно индикатор ILS (Instrumental Landing System),

находящийся под авиагоризонтом. Принцип его работы абсолютно идентичен уже

рассмотренному индикатору у Ceccna.

2. Подготовка к взлету.

Процедура подготовки к взлету (упрощенная) была рассмотрена в предыдущем уроке,

рекомендую сразу установить реализм полета на максимум (меню Aircraft\Realism &

Realibility\Flight Control установить в Difficult), если у Вас нет педалей,

поставьте галочку Auto-coordination в положение Вкл. (если уже не стоит), в

закладке Fuel (Топливо) установите запас топлива в баках Left и Right по 40% (по

умолчанию там стоит 100%), в дополнительных баках (Left Aux и Right Aux) по 0%

(чтобы сымитировать ситуацию посадки самолета после длительного полета.

В меню \Aircraft\Navigation в поле OBS Course установить истинный курс полосы

27 - 270 градусов (на самом деле полоса расположена на азимуте 268, но это

непринципиально). Для работы ILS на данном самолете это неактуально, но при

полетах на тяжелых самолетах с более современными приборами (такими, как HSI -

Horisontal Situation Indicator) курс полосы нужно устанавливать для облегчения

ориентирования в пространстве.

Поставьте также в меню \Options\Preferences\Instrument галочку напротив пункта

Display Indicated Airspeed, то бишь, чтобы указатель скорости показывал скорость

относительно воздушного потока, а не относительно земли (для пущего реализма).

Для облегчения ориентированияв пространстве при первом вылете можно включить

режим, показывающий требуемую траекторию полета (\Aircraft\Navigation\EFIS/CFPD,

поставить галочку Efis Master switch, галочку Lock to ILS/LOC for landing

approach, Plot to intercepting path), тогда на экране квадратиками будет

помечена требуемая траектория полета, но лучше все же летать без нее, ибо она

того, развращает :-)

3. Взлет.

Осуществляется аналогично предыдущему уроку, но старайтесь не превышать

горизонтальную скорость выше 250 узлов в связи с ограничениями скорости при

полетах на малых высотах (спасибо Elly Estel за напоминание о нормах FAA). После

отрыва и уборки шасси и закрылков держите курс 360 и вертикальную

скорость по вариометру порядка 1000-2000 футов в мин (1-2 по шкале прибора).

Лучше всего выдержать этот режим с помощью триммеров. Помните, по сравнению с

предыдущим уроком машина облегчена за счет меньшего запаса топлива и

соответственно, разбег у нее происходит быстрее.. Да и вообще, LearJet весьма

верткий и динамичный самолет.

По крайней мере, мне практически сразу после взлета и уборки шасси и закрылков

пришлось перевести двигатели в режим примерно 60-70% тяги и оттриммировать

машину вниз, чтобы выдержать скорость порядка 250 узлов и вертикальную скорость

1-1.5 по вариометру. Продолжайте такой режим до пересечения с лучом ILS.

Существуют ограничения по скорости при выпущенных закрылках: при угле закрылков

8 градусов (первая ступень) не выше 200 узлов, при 20 градусах - не выше 185

узлов, при 40 градусах - не выше 150 узлов, поэтому убирайте закрылки

сразу же как только скорость перевалит за 180-190 узлов.

4. Пересечение луча ILS

Продолжайте набор высоты, держа вертикальную скорость порядка 1-2 по вариометру

и скорость не выше 250, лучше всего порядка 240 узлов, допустимый диапазон

скоростей - 200-250.

Следите за индикатором ILS - как только горизонтальная черта пойдет вниз -

выравнивайте самолет, когда вертикальная черта пойдет влево - начинайте пологий

разворот влево.

5. Выравнивание самолета на посадочный курс и траекторию снижения (глиссаду)

Когда вертикальная черта ILS пойдет влево (при правильно выбранном режиме

взлета обе черты на приборе начинают двигаться практически одновременно)

начинайте разворот влево при крене примерно 30 градусов (так, чтобы основание

треугольника на авиагоризонте легло на первую наклонную линию), следите при этом

за скоростью и вертикальной скоростью, а также горизонтальной линией ILS, если

она ушла ниже центра прибора, дайте ручку немного от себя с тем, чтобы

"загнать" горизонтальную линию точно в центр прибора. Выровняйте самолет, когда

курс по магнитному компасу (на вертикальной перемычке лобового стекла) составит

примерно 230-240 градусов. Если скорость подошла к 250 узлам - приберите тягу

примерно до 50%. Продолжайте полет с эти курсом (приберите тягу, если еще не

прибрали, примерно до 40-50%) пока вертикальная черта ILS не пойдет вправо.

Hачинайте разворот вправо с креном порядка 30-40 градусов. Уберите тягу

практически до нуля (нужно сбросить скорость до 200 узлов), продолжайте разворот

до курса 290 градусов (если мысленно глянуть на траекторию самолета сверху, он

делает как бы "змейку" вокруг курсового луча ILS), выпустите закрылки на 8

градусов. Впереди слева будет виден аэропорт назначения. Примерно в это же время

на индикаторе ILS загорится синяя лампа (дальний привод) и будет слышен звуковой

сигнал. Во время всех этих маневров не забывайте о горизонтальной черте ILS,

показывающей положение самолета относительно глиссады, держите ее все время в

районе центра прибора.

Когда вертикальная линия ILS начнет передвигаться, выравнивайте самолет на курс

полосы - 270 по магнитному компасу. Когда скорость упадет до 185-180 узлов -

выпустите закрылки до 20 градусов, плавно выравнивайте самолет (он становится

заметно более вялым) так, чтоб курс по магнитному компасу был 270 градусов, а

обе линии ILS находились по центру прибора. Удобнее всего это делать так

(поскольку в результате предыдущей "змейки" самолет уже практически находится на

курсе и на глиссаде) - его нужно выставить на курс 270 и плавно изменять курс на

2-3 градуса влево или вправо (по необходимости) до тех пор, пока линия ILS не

начнет прилижаться к центру, после чего опять ставить его на курс 270, описывая

невидимую "змейку" с малым размахом вокруг курсовой линии... Следите за

глиссадой и скоростью, помните, что скорость все еще весьма высока и вообще

посадка длится крайне малое время, при ошибочном маневре лучше начать урок

сначала и отработать до автоматизма.

6. Посадка.

Как результат, вы должны находиться на высоте порядка 600 метров на курсе 270 и

линии ILS должны образовываеть крест посреди прибора. Когда скорость упадет до

140-150 узлов - выпустите закрылки на максимум - 40 градусов, постоянно

корректируйте курс и высоту так, чтобы линии ILS пересекались точно посреди

прибора, добавьте немного тяги (процентов до 10-15) так, чтобы скорость не

снижалась ниже 130 узлов, но и не превышала 150 узлов. Снижайтесь на курсе и

глиссаде до ближнего маркера (когда загорится желтый индикатор на панели

приборов и раздастся пиканье в динамиках). Выпустите шасси и начинайте

визуальное выравнивание самолета, следите, чтобы вертикальная скорость снижения

была примерно -.5 по вариометру, плавно корректируйте самолет так, чтобы он

приходил примерно на начало полосы по ее центру. В момент прохода на малой

высоте над началом полосы плавно потяните ручку на себя и начните выравнивание

самолета по высоте так, чтобы самолет коснулся полосы примерно на 1/3 от ее

начала и при вертикальной скорости 0.2-0.3 по вариометру. Hе перетягивайте ручку

"на себя"! Когда самолет коснется полосы (это слышно по характерному звуку в

динамиках и застыванию стрелки вариометра в нулевом положении), включите реверс

двигателей (клавиша 3 на нумпаде, до тех пор, пока РУДы (ручки управления

двигателями) не уйдут в красную зону внизу экрана). Опустите переднюю стойку

шасси, просто плавно толкните ручку от себя. Продолжайте пробег с реверсом до

скорости 60 узлов, после чего уберите реверс (F1) и начинайте тормозить

тормозами (клавиша . над пробелом). При полной

остановке можно ее отпустить. Посадка завершена.

7. Выруливание на заправочный квадрат.

После посадки нужно быстро убрать самолет с полосы. Дайте примерно 10-15% тяги

и держите машину тормозами примерно на скорости 20-30 узлов, можно убрать

закрылки (F5). Доехав почти до конца полосы, сверните влево на рулежную дорожку,

с которой справа впереди виден желтый заправочный квадрат, рулите к

нему по дорожкам и постарайтесь остановиться точно в середине квадрата и

уберите полностью тягу. Полет завершен.

8. Самостоятельное задание

Попробуйте после того, как побываете в заправочном квадрате (при прохождении

этого квадрата топливные баки заправляются "под завязку") вырулить на ту же

полосу, на которую садились и произвести взлет в направлении, обратном тому, в

котором садились. Когда самолет выйдет до берега, сделайте пологий разворот на

180 градусов и произведите посадку.

После этого повторите урок сначала, но установите плотный туман (меню

\World\Weather\Visibility, 1/4 мили (4/10 км), если посчитаете, что это слишком

плотно - можно уменьшить туман). После того, как Вам это удастся, можно

повторить урок с правым боковым ветром под углом 45 градусов к полосе

(\World\Weather\Winds\Add Layer, потом установить данные: Speed 30 узлов,

Direction 315). В общем, поразвлекайтесь.

Дальше >>
Сайт создан в системе uCoz