Уpок 5

Взлет и инструментальная посадка самолета Boeing 737-400 с использованием ILS.

Условия - аэpопоpт Чикаго-Мейгс, самолет - Boeing 737-400 из штатной поставки MSFS95, погода ясная, день, ветpа нет. Для упpавления pекомендуется джойстик.

1. Краткий обзор приборной панели: назначение большей части приборов известна из предыдущих уроков, я просто их кратко перечислю: Hа верхней панели (вверху экрана) находятся слева направо: выключатели проблесковых огней (Strobe), навигационных огней, в правой части переключатели ВСУ (вспомогательной силовой установки) - Выкл/генератор/старт, служащие для запуска двигателя. Полностью выключить двигатели можно нажатием Ctrl-Shift-F1. А чтобы запустить двигатели, переведите ручки ВСУ сперва в положение Off (удобнее всего мышью, оба выключателя), затем подайте топливо в камеру сгорания (Ctrl-Shift-F4), и последовательно запустите оба двигателя, щелкнув на ручках ВСУ на надписи Start. После запуска оставьте ВСУ либо в положение Off, либо переведите в Gen (генератор), что в данном случае неактуально. Hу а в нашем уроке двигатели уже отстартованы и данные ручки нам не понадобятся.

Основная приборная панель.

Слева панели находятся три лампы - индикаторы приводов (ближний, дальний, средний), справа от него индикатор воздушной скорости, в верхней части которого находятся цифры, показывающие скорость относительно скорости звука (в Махах), далее по верхнему ряду приборов - ADI (Attitude Direction Indicator), авиагоризонт, совмещенный с индикатором скорости (цифры слева) и альтиметром (цифры справа). Вверху ADI скорость в Махах и барометрическое давление воздуха, на которое отградуирован альтиметр. Дальше находится "циферблат" альтиметра, дублирующий показания на ADI, над ним иникатор положения рулей и индикатор положения триммера руля высоты. Справа от них расположен пульт управления автопилотом, работа с которым будет рассмотрена позднее. В правом верхнем углу панели расположен индикатор угла закрылков.

Во втором ряду приборов слева направо: часы, радиомагнитный компас, HSI (Horisontal Situtation Indicator), являющийся улучшенной версией ILS. Его отличие от ILS на Ceccna и LearJet заключается в том, что вместо горизонтальной линии ILS положение самолета относительно глиссады показывается ромбовидным маркером в правой части этого прибора, а вертикальную линию ILS замещает двойная линия в середине прибора,которая при совмещении ее с двумя "законцовками" внизу и вверху прибора показывает, что самолет находится на посадочном курсе. Поле прибора ориентировано по магнитному компасу и гироскопу, потому если его выставить по курсу полосы, то вертикальная линия будет показывать как бы положение самолета относительно полосы и реальный курс самолета одновременно.

За HSI находится "циферблат" вариометра (индикатора вертикальной скорости), отградуированный в тысячах футов в минуту. Под ним индикаторы количества керосина в баках, показывающие остаток топлива в тыс. галлонов. Справа от них индикаторы режимов работы двигателя. Если подведете к ним "мышь", появится подсказка, говорящая о том, что это за прибор. Справа от них находится рычаг выпуска/уборки шасси и ниже его - слева направо - рычаг выпуска спойлера (воздушного тормоза) и две ручки РУДов. В нижней части РУДов красным цветом помечена зона реверса двигателей.

2. Подготовка к взлету.

Установите режимы приборов аналогично тому, как установили их в предыдущем уроке, т.е. реализм в максимум, топливо в основных баках в 40%, в дополнительных

- в 0%. Курс полосы для HSI поставьте в 270 градусов. Hапоминаю, что надо бы еще провести сеанс связи с диспетчером и запросить разрешения на взлет, но, поскольку это будет рассмотрено позднее, будем считать это тренировочным вылетом и запрашивать разрешения на взлет не будем.

Выставим закрылки на 5 градусов (один раз нажать F7), машина находится на стояночных тормозах (на экране надпись Parking Breaks), если не так - поставьте на стояночный тормоз (Ctrl-.). Подготовка к взлету завершена, взлетаем.

3. Взлет.

Дайте полную тягу (F4, положено делать разбег на 95% тяги, чтобы не "рвать" двигатели, но полоса крайне короткая), ждите, пока режимы двигателей не установятся в стабильное состояние (индикаторы режимов двигателя не перестанут двигаться, это займет порядка 5-7 секунд времени). Самолет начинает "тащить" по полосе на тормозах. Снимаем с тормозов (. на основной клавиатуре), начинаем разбег. Скорость подъема пердней стойки - 150 узлов, после достижения этой скорости производим отрыв передней стойки на угол 15 градусов (ориентируйтесь по ADI, где проградуирован угол тангажа самолета). Hа скорости 160 узлов должен произойти отрыв, держите угол тангажа 15 градусов, после отрыва уберите шасси (G), затем приберите тягу до 90% и при достижении скорости 190-200 узлов уберите закрылки. Hабирайте высоту 1500 футов в таком же режиме, следите, чтобы скорость не превышала 250 узлов.

4. Горизонтальный полет

Когда маркер положения самолета относительно глиссады (справа на HSI) начнет ползти вниз, плавно выравнивайте самолет по высоте, держите скорость 230-250 узлов. Попробуйте плавно покачать самолет из стороны в сторону, чтобы почувствовать его "тяжесть". Выровняйте его по курсу 360 (курс можно увидеть в верхней части HSI), держите горизонтальный полет на высоте 1500 м (или на той высоте, на которой маркер глиссады расположен по центру шкалы). Пользуйтесь триммерами, следите за вариометром для определения режима полета (набор высоты или снижение). Через недолгое время индикатор курса HSI должен начать двигаться и пересечет курс полосы. Поскольку Boeing-737 машина тяжелая, мы совершим заход на полосу не влево, а по большому кругу пологим разворотом вправо, при этом мы на некоторое время можем потерять луч ILS.

5. Пологий разворот вправо

После пересечения линией курса центра HSI выждите по часам (в левой части приборной панели) примерно секунд 30-40, после чего начните пологий (с креном 20-30 градусов) разворот вправо. Держите высоту 1500 м и скорость 230-240 узлов. Следите за чертой курса на HSI, если она пройдет центральное положение до того, как мы достигнем курса 250, продолжайте разворот до курса примерно 280-290, если нет - выравнивайте самолет на курсе 250 и идите соответствующим курсом, пока указатель курса не начнет двигаться. Следите за маркером глиссады, держите соответствующую высоту. Когда указатель курса начнет двигаться, начинайте разворот с креном 30 градусов в соответствующую сторону (в какую сторону надо разворачиваться, должно быть ясно из предыдущих уроков).

6. Посадка

Добейтесь такого режима, когда курс по компасу 270, указатель курса посредине HSI, маркер глиссады посередине шкалы, самолет снижается с вертикальной скорость порядка 2000 футов в минуту, скорость 240-250 узлов. Выпустите закрылки на 5 градусов (F7), выровняйте машину, сбросьте спойлером (клавиша /) скорость до 215 узлов, уберите спойлер (опять /), выпустите закрылки еще на 5 градусов (F7), при скорости 205 - еще выпустите закрылки (F7), при скорости 190 - еще на 5 градусов. Hа скорости порядка 180 миль установите закрылки так, чтобы на индикаторе закрылков стрелочка была горизонтально вправо, продолжайте снижение, выровняйте курс и высоту по HSI (машина в таком режиме очень "вялая" и запаздывает с реакцией на рули, учитывайте это). Выпустите закрылки еще на 5 градусов, прибавьте тяги примерно до 30-40%, поскольку самолет начинает терять скорость, держите скорость РУДами примерно 150-160. Держите курс и высоту по HSI. Примерно в это время или чуть раньше Вы должны пройти дальний привод, снижайтесь на курсе и глиссаде, выпустите закрылки еще на 5 градусов (указатель закрылков должен занять предпоследнее положение), снижайтесь, держите скорость порядка 150-160 узлов. Если на этом этапе вы еще не на глиссаде - придется начать урок заново, уже не сесть... Когда полоса становится отчетливо видна, выпускайте шасси и закрылки полностью, после ближнего маркера устанавливайте вертикальную скорость 500-1000 футов в минуту, скорость должна быть порядка 140 узлов, над полосой начинайте плавное выравнивание до вертикальной скорости 200-300 футов в минуту. После касания опустите переднюю стойку шасси и включите реверс, выпустите спойлер (клавиша /), при скорости 60 узлов отключите реверс (F1), начинайте тормозить тормозами.

Все, посадка совершена. Выруливайте на рулежку аналогично предыдущему уроку.

7. Самостоятельное задание:

Повторить этот урок, но заходить на посадку не правым разворотом, а левым, как в предыдущем уроке.

Потом попробуйте сделать взлет-посадку в условиях тумана и с боковым ветром. Попробуйте сделать то же самое с полным запасом топлива (тяжелая машина).

Дальше >>
Сайт создан в системе uCoz