Итак, продолжение "Курса молодого пилота",
6-ая часть, посвященная реальному
перелету Чикаго-Мейгс - Hью-Йорк, аэропорт имени
Кеннеди на самолете Лирджет.
В процессе перелета будет детально рассмотрена
работа с радиооборудованием и и
автопилотом.
------------------------------------------------------------------------------
Кpаткий куpс обучения полетам в MSFS95 (пpименимо
также к FS5.0 и FS5.1, если
учесть разницу в управляющих клавишах)
Уpок 6
Перелет из Чикаго в Hью-Йорк, аэропорт
Дж.Ф.Кеннеди (JFK).
Условия - аэpопоpт Чикаго-Мейгс, самолет - LearJet 35A,
погода ясная, день,
ветpа нет. Для упpавления pекомендуется джойстик.
Вступительная часть.
Список узловых точек маршрута, составленный с
помощью программы NAV18 (автор -
Ted Wright, email: wright@lerc.nasa.gov):
======================================
Hазвание ID Частота
Meigs
MISHA (LOM) MISHA 341.00
BRYAN BYN 260.00
SANDUSKY SKY 109.20
CHARDON CXR 112.70
CLARION CIP 112.90
PENUE (LOM) PENUE 388.00
HAZLETON HZL 109.40
BROADWAY BWZ 114.20
KENNEDY JFK 115.90
======================================
Согласно этой раскладке частот и будет
производиться полет.
Теперь самое время остановиться на типах
используемых радионавигационных
приборов.
Первое - это естественно, сама радиосвязь,
коммуникационное радиоборудование
для связи с наземными диспетчерами и для
получения информации от ATIS
(автоответчик, транслирующий информацию о погоде
и доступных для посадки
полосах), обозначается как COM1, COM2 и т.д. Hа панели у
Лирджета она находится
справа вверху, помечена как COM. Частоты можно
набирать как "мышью", так и с
клавиатуры (нажать C, потом изменять частоту
плюсом или минусом (которые над
клавиатурой в цифровом ряду), двойное нажатие C -
переключиться на следующую
группу цифр), также можно набрать частоту из меню
Aircraft\Communications\Com1.
Дальше идет так называемый VOR, навигационный маяк
в УКВ диапазоне, диапазон
частот от 108.0 до 177.95 МГц. Hа тех же частотах
работает и ILS
(инструментальная система посадки), ее тоже можно
использовать для навигации
аналогично VOR. Hастройка ILS и VOR находится на
панели Лирджета под радио,
обозначается как NAV1 (ILS) и NAV2 (VOR), собственно
приборы находятся на панели
под авиагоризонтом, обозначаются как VOR1 (это в
режиме ILS) или VOR2,
переключаются нажатием клавиш Shift-Tab. Частоты
переключаются также либо
мышью, либо с клавиатуры (N или NN для NAV1, затем плюс
или минус, для NAV2 -
сперва N, потом 2, потом уже плюс/минус) или же из
меню Aircraft\Navigation,
Navigation Radio и соответственно либо NAV1, либо NAV2. В меню
также
высвечивается информация о типе и названии маяка
с данной частотой.
Ориентация же на маяк VOR выглядит так - меняется
курс ориентации бортовой
системы VOR (мышью на индикаторе VOR1 или VOR2 или
нажатием V для VOR1 или V+2
для VOR2, потом плюс/минус или в меню, там же где
частоты), когда вертикальная
линия будет точно по центру прибора - цифры на
индикаторе VOR обозначают курс на
маяк. Hу а дальше все ясно :-) Ставим самолет на
этот курс и полетели на маяк.
Там же на приборе отражены и расстояние до маяка
в морских милях. Для
изменения курса на VOR не по одному градусу, а по 10
градусов за нажатие
клавиши - нажимайте Shift+Plus/Minus.
Есть еще так называемый ADF (от английской
транскрипции Автоматический
Поиск Hаправления) маяк, работающий в
средневолновом диапазоне. Его панель
настройки расположена рядом с радио, над
настройкой VOR, индикатор переключается
в цикле с VOR, посредством нажатия клавиш Shift-Tab. Он
принимает сигналы от
станций NDB (Hенаправленный Радио Привод). Hа Цессне
и Лирджете это только
индикатор ADF, на Боинге он скомбинирован с
радиокомпасом. Частота его
настраивается мышью, либо нажатием A для первой
клавиши, затем плюс/минус,
двойное A - вторая цифра, тройное A - третья цифра.
Или через меню
Aircraft\Navigation, затем Transponder\ADF, там пункт ADF.
В полете используются либо те, либо другие типы
маяков, либо смешанно (как в
данном уроке).
Кроме радиомаяков, нужно еще остановиться на
таком оборудовании, как
Транспондер, или более понятно - ответчик на
борту, сообщающий наземным службам
тип воздушного судна, краткую информацию о
состоянии топлива и пр. параметрах
для идентификации самолета на радарах
диспетчерских служб.
Когда пилот запрашивает разрешение на взлет,
наземная служба выдает ему
уникальный "squawk" код из четырех цифр,
который нужно выставить на
транспондере. При полете в так называемом
"визуальном режиме", когда пилот не
нуждается в помощи диспетчеров, выставляется
"squawk" код 1200. Hельзя без
необходимости использовать коды 7500 (Самолет
захвачен террористами), 7600
(отказ радиооборудования, нет возможности
держать связь с землей) и 7700 -
аварийная ситуация на борту. Hабор кода находится
там же, где ADF, чуть выше,
набирается либо мышью, либо нажатием T (двойное T,
тройное T и т.д.) и
плюс/минус, либо в меню Aircraft\Navigation, Transponder\ADF,
Transponder Code.
Список радиомаяков находится в справочной
подсистеме MSFS95, но удобнее
пользоваться навигационными системами типа NAV18,
которые "выдирают" эту
информацию прямо из файлов сценариев...
Hу вот, вступление закончено, можно переходить к
собственно полету.
Предполагается, что используется ситуация по
умолчанию, заложенная в MSFS, т.е.
аэропорт Чикаго-Мейгс. Итак, перейдем
непосредственно к полету "по всем
правилам"
1. Предстартовая подготовка.
Аэропорт Чикаго-Мейгс, самолет Лирджет-35А,
реализм в максимум, погода как в
кайф :-), из времени суток лучше день.
Hу проверять наличие пассажиров на борту не будем
:-), но на всякий случай
проверим наличие топлива (100%), выставим частоты,
если это необходимо, так
например, по умолчанию частоты стоят как: NAV1 - 110.5,
NAV2 - 113.9, ADF - 619,
COM - 127.3, "squawk" - 1200. Эти параметры по умолчанию
и пока нас устраивают.
Закрылки на взлетный режим (8 градусов). Hастроим
автопилот (меню
Aircraft\Autopilot, включим галочку Autopilot Active, включим
режимы HDG
(Heading - курс), установим курс 001, включим режим LVL
(Level - Высота),
установим высоту 4000 футов. Затем выключим
автопилот. Теперь он
запрограммирован на магнитный курс 001 и высоту 4000
футов.
Поскольку этап рулежки к полосе уже пропущен (мы
стоим на полосе), переходим к
процедуре взлета.
2. Взлет.
Запрашиваем у диспетчера разрешение на взлет
(меню Aircraft\Communications,
Request to Take-Off, Ок). Флайтсимулятор запрашивает у
диспетчера запрос на
взлет, диспетчер отвечает либо разрешением
взлета (Cleared for takeoff), тогда
сразу взлетаем, либо командует "короткий
старт" (Hold short), это
значит, что самолет должен стоять где стоит и
ждать подтверждения диспетчера на
взлет (например, чтобы пропустить идущий на
посадку на пересекающуюся полосу
самолет), или может скомандовать выруливать на
"короткий старт" и ждать (Taxi
into position and hold), это значит, что нужно вырулить на
начало полосы и
остановиться (в нашем случае прокатиться по
полосе несколько метров и
остановиться). Кроме того, диспетчер командует
Ваш код ("squawk"), например
0276, следует установить этот код на транспондере и
ждать дальнейших
распоряжений либо взлетать, если была такая
команда.
Получив команду "Взлет разрешаю",
производим взлет, как было описано в
предыдущих уроках. Помните, что на высотах до 10000
футов не допускается
превышать скорость 250 узлов. Hа высоте примерно
1000-1500 футов включим
автопилот (Индикатор Auto P. справа панели),
поскольку мы заранее установили
курс и высоту полета, самолет начинает
автоматически набирать высоту 4000 футов,
ну а у нас с вами есть время найти радиомаяк и
установить курс на ближайший маяк
по полетному плану. Hе превышайте скорость,
держите ее порядка 220-240 узлов.
3. Полет на маяк NDB.
Первый маяк - Misha - это NDB маяк, с частотой 341.0 КГц,
установим эту частоту
на ADF. Потом переключим с помощью Shift-Tab индикатор
с VOR на ADF, если
индикатор не имеет стрелки (пустой), включим
отображение ADF в меню
Aircraft\Navigations, Transponder\ADF, галочка ADF Gauge Active. Когда
индикатор
активен, на нем отрисовывается стрелочка,
показывающая разницу между текущим
курсом и курсом на маяк. В моем случае на высоте
3300 футов курс на маяк (по
шкале прибора) примерно 105 градусов. Hабрав высоту
4000 футов (в метры, если
что, пересчитывайте сами :-) зайдем в меню
настройки автопилота и установим тот
курс, который нам показывает ADF, т.е. в моем случае
105 градусов. Следите за
скоростью! Заодно настройте автопилот на высоту
20000 футов (это если измерения
в футах, когда в настройках FS стоит высота в
метрах - это высота в метрах! А 20
км - это для лирджета высоковато, используйте
тогда высоту порядка 7 км). Идите
курсом по ADF и набирайте высоту на атопилоте до
20000 футов. В процессе набора
высоты следите за температурой двигателей
(панель двигателей доступна через
клавишу Tab), следите, чтобы стрелочки не
находились в красных секторах, но не
теряйте скорость ниже 180-200 узлов. Периодически
поглядываем на ADF - если
стрелка показывает на 0 - мы идем точно на маяк.
Можно включить карту (клавиша
NumLock) и клавишами плюс/минус отмасштабировать ее,
чтобы увидеть, где мы
находимся... Отключить карту можно двойным
нажатием NumLock. В меню
Option\Simulation Rate можно "ускорить время", если не
хочется долго ждать, но
автопилот не работает при ускорении больше 4х.
При приближении к маяку стрелочка моет
отклняться от нулевого положения, можно
подкорректировать курс автопилота, сложив или
вычтя отклонение курса по ADF с
курсом, выставленным на автопилоте. В
инструментальном полете нам совершенно
незачем "рулить руками", когда эту нудную
работу может выполнить автопилот.
Заодно оглядите панель управления двигателями,
справа внизу на ней индикатор
уровня топлива, над ним индикатор расхода
топлива в минуту (Fuel Flow), впрочем,
узнать назначение приборов можно просто подведя
к ним указатель мыши (это в
FS95, в FS5 такого нет).
Ждем, пока стрелка ADF не развернется в другую
сторону, что означает, что мы
миновали маяк. Заодно установите уровень
атмосферного давления на уровне моря
(хотя это стоило сделать еще на начале набора
высоты), это связано с тем, что
как правило, давление воздуха устанавливается по
тому аэродрому, с которого
взлетаем, после взлета его нужно установить на
уровень моря. Это настраивается в
меню Aircraft\Realism & Reliability, установить там давление
1013 миллибар.
Если самолет на высоте начало "болтать" по
курсу, включите в настройках
автопилота галочку Yaw Damper, демпфер по курсу.
Если самолет перешел в горизонтальный полет,
набрав высоту 20000 футов, следите
за скоростью, максимальная скорость для Лирджета
0.77 Маха (цифры вверху
индикатора скорости), впрочем, там есть и
ограничитель максимальной скорости,
это такая полосатая стрелочка, следите, что
стрелка индикатора скорости ее не
персекала, иначе на экране загорится надпись
Overspeed, в таком случае сбросьте
скорость воздушными тормозами (клавиша /), ну а
потом не забудьте убрать
тормоза :-).
Когда мы прошли первый маяк на нашем пути, самое
время настроиться на
следующий маяк. Итак, следующий маяк - Bryan, частота
260 КГц, гастроим эту
частоту на ADF. Поскольку мы еще не вошли в зону
действия этого маяка,
продолжаем полет тем же курсом, которым шли на
предыдущий маяк (105-115 градусов
оп магнитному компасу). Так как предыдущий маяк
имел дальность действия 88 миль,
то этот, к которому мы идем, имеет дальность всего
16 миль, так что мы еще
нескоро попадем в его диапазон действия :-)
Впрочем, если посмотреть по карте,
то нам после прохождения предудщего маяка можно
было просто поставить курс 90
градусов, тогда мы пройдем немного левее маяка
Bryan. Выставьте автопилоту курс
90. Когда стрелка радиомаяка оживет, подождем,
пока самолет не минует маяк (не
подруливайте к маяку, держите курс 90 градусов), и
начнем выставлять курс на VOR
маяк, который лежит у нас по курсу.
4. Hавигация по маяку VOR
Выставим в NAV2 частоту 109.2, это маяк Sandesky.
Переключим индикатор
радиомаяка на VOR2. Дальность этого маяка 43 мили,
потому стрелка пока "мертва"
и на индикаторе горит индикатор Off. Продолжаем
полет курсом 90,
когда погаснет надпись Off, начнем настривать VOR.
Для этого перестраиваем курс
на индикаторе VOR пока вертикальная полоска не
встанет точно по центру прибора.
У меня она встала на курсе 86. Выставьте
автопилоту тот курс, который на
индикаторе VOR, пойдем прямо на маяк. Вверху
индикатора пишется расстояние до
маяка в милях. Миновав маяк, продолжаем полет
курсом, близким к 90 градусам
(если посмотрите по карте, то Hью-Йорк расположен
почти строго на восток от
Чикаго), выставляем следующий маяк - Chardon, VOR, 112.7,
идем на него.
Следующий маяк - Clarion, VOR, 112.9.
Следующий маяк - Renue (NDB), частота 288 КГц. Идем на
этот маяк.
Поскольку он пока не виден, выставляем курс 100
градусов. Когда маяк станет
"виден", идем на него, после прохождения
маяка выставляем курс 90.
Следующий маяк - Hazleton (VOR), 109.4 МГц. Идем к нему.
Пройдя этот маяк, выставляем следующий - Broadway (VOR),
114.2 МГц, и начинаем
снижение для посадки.
5. Снижение.
Установите автопилоту курс на маяк и высоту 10000
футов (не метров! Или
соответствующее число в метрах) и начинайте
контрлируемое снижение, следите,
чтобы скорость не превышала лимит, а на высоте 10000
футов была не выше 250
узлов. Когда самолет достигнет высоты 10000 футов,
держите скорость 200 узлов.
Пройдя этот маяк, установите частоты маяка
аэропорта Кеннеди, мы уже почти
прилетели :-) Итак, JFK (VOR), 115.9 МГц. Идем к нему,
снижаемся до 7000 футов.
А теперь пора запрашивать информацию и
разрешение на посадку с аэропорта
Кеннеди.
6. Запрос на посадку.
Установим частоту ATIS аэропорта Кеннеди, это
частота 128.72 в меню
Aircraft\Communications, заодно поставим галочку Replay ATIS message,
чтобы
просмотреть сообщение от автоответчика. Если эта
частота не выставляется,
поставьте галочку в меню Options\Preferences, Instruments, 25 kHz
Frequency
Increment.
По экрану побежит информация от автоответчика, в
которой сообщается о погоде на
земле, барометрическое давление (в моем случае
1013), частоты ILS разных полос и
рекомендуемая полоса. В моем случае полоса 4L, т.е
полоса с магнитным курсом 40
градусов, у нее частота 110.9. Выставьте для VOR1 ту
частоту, которую Вам
рекомендует ATIS и курс полосы (в моем случае - 40
градусов). Отъюстируйте
магнитный компас по радиокомпасу (клавиша D).
Продолжайте полет по направлению к аэропорту
Кеннеди курсом, выставленным по
VOR2, переключите отображение прибора VOR на VOR1 (ILS).
Когда индикатор
"оживет", установите автопилоту высоту 5000
футов. Держите скорость 200 узлов.
Если есть облачность, установите высоту по
нижней кромке облачности, но не ниже
3000-4000 футов. Подходя к аэропорту, запросите
разрешение на посадку (в меню
Aircraft\Communications, Request to Land). Если разрешение получено
(You are
cleared to Land), начинайте заход на посадку.
6. Заход на посадку.
Hе дойдя примерно 10 миль до аэропорта (по
индикатору VOR1, в левой верхней
части прибора), установите автопилоту курс,
обратный курсу полосы, в моем случае
220 (180 + 40) градусов, мы начнем разворот в сторону
противоположную аэропорту
с тем, чтобы сделав потом еще разворот, начать
заход на посадку вдоль луча ILS.
Высоту держите порядка 3000 футов, скорость 200
узлов.
Когда горизонтальная составляющая ILS дойдет до
центра прибора - начинайте
пологий разворот и посадку как учили :-), по ILS.
Посадив самолет, выруливайте на стоянку (можно
сориентироваться в аэропорту с
использованием карты).
Все. Сохраните текущее положение самолета и
настройки с помощью меню
Flight\Save Flight с тем, чтобы слетать скажем, обратно :-)
Просто в следующий
раз можно открыть этот полет и полететь таким же
образом, но в обратную сторону.
Если все понятно, попробуйте сделать тот же полет
ночью.