ПЕРЕХВАТ ГРАЖДАНСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
Требования к гражданским воздушным судам
К экипажам, выполняющим международные полеты, а
также к самолетам - перехватчикам установлен целый ряд спецификаций и
требований.
Перехват гражданского ВС является потенциально
опасным действием, поэтому он может применяться только в качестве крайней меры.
Совет ИКАО рекомендует для устранения или
уменьшения необходимости в перехвате гражданских ВС органом управления
перехватом прилагать все возможные усилия для опознавания гражданских ВС, а
также для передачи любых необходимых указаний или сведений таким ВС через
соответствующие органы ОВД.
Обеспечение беспрепятственного опознавания
гражданских ВС органами управления перехватом, не прибегая к перехвату,
предполагает выполнение всеми эксплуатантами гражданских ВС следующих требований:
1.Все полеты гражданских
ВС должны выполняться с представлением плана полета с таким расчетом, чтобы он
был обеспечен диспетчерским обслуживанием.
2.При выполнении полета в
контролируемом воздушном пространстве экипаж ВС должен осуществлять непрерывное
прослушивание эфира на соответствующей частоте органа ОВД и по мере
необходимости устанавливать с ним двустороннюю связь, докладывая пролет
установленных контрольных точек по маршруту.
3.Крайне желательно
наличие на борту ВС - ответчика вторичного обзорного радиолокатора.
4.Гражданские ВС должны
оснащаться навигационным оборудованием, которое позволяет им выполнять полеты в
соответствии с представленным планом и требованиями органа ОВД.
5.ВС не должны выполнять
полеты в запретных зонах или зонах ограничения полетов, информация о которых
была соответствующим образом опубликована, за исключением случаев, когда полет
может выполняться в этих зонах в соответствиями с условиями установленных
ограничений или с разрешения государства, над чьей территорией установлены
такие зоны.
6.В случае отклонения от
линии пути предпринять меры для корректирования курса ВС в целях быстрейшего
возвращения его на линию заданного пути.
Учитывая потенциальную опасность перехвата
гражданских ВС, предпринятого в качестве крайней меры, Совет ИКАО сформулировал
рекомендации, которые государствам - членам ИКАО рекомендуется выполнять
посредством соответствующих нормативных и административных актов.
Для устранения или уменьшения опасных
последствий, связанных с перехватом, следует прилагать все возможные усилия для
обеспечения координации действий между пилотами и соответствующими наземными
органами. С этой целью необходимо, чтобы все пилоты гражданских ВС четко знали
правила перехвата по ИКАО, порядок действий, которые им следует предпринимать,
а также применяемые визуальные сигналы и их значение.
Правила перехвата по ИКАО
Экипаж ВС, перехватываемого другим ВС, без
промедления:
1.Выполняет указания ВС -
перехватчика, отвечая на подаваемые им воздушные сигналы.
2.Уведомляет об этом, если
возможно, соответствующий орган ОВД.
3.Предпринимает попытку
установить радиосвязь с ВС - перехватчиком или с соответствующим органом,
управляющим перехватом, производя общий вызов на аварийной частоте 121,5 МГц,
указывая опознавательный знак, индекс ВС и характер полета. Если связь не
установлена, при возможности повторяет этот вызов на аварийной частоте 243 МГц.
4.Устанавливает на
транспондере (СОМ - 64) режим "А", код 7700, если не было других
указаний диспетчерской службы.
Если радиосвязь с ВС - перехватчиком
установлена, но осуществление связи на общем языке невозможно, экипаж
предпринимает попытку передать необходимую информацию и сообщение о
подтверждении указаний, используя следующие фразы и произношение:
Фраза |
Произношение |
Значение |
WILKO |
ВИЛ
- КО |
Вас
понял, выполняю |
CANNOT |
КЭН
НОТ |
Выполнить
не могу |
REPEAT |
РИ
- ПИТ |
Повторите
Ваши указания |
AM LOST |
ЭМ
ЛОСТ |
Потерял
ориентировку |
MAYDAY |
МЕЙДЕЙ |
Терплю
бедствие |
HIJACK |
ХАЙ
- ДЖЕК |
Подвергся
нападению |
LAND |
ЛЭНД
(назвать пункт) |
Требую
совершить посадку (наименование пункта) |
DISCEND |
ДИ
- СЕНД |
Требую
снижения |
В случае необходимости экипаж ВС - перехватчика
использует следующие фразы:
Фраза |
Произношение |
Значение |
CALSIGN |
КОЛСАЙН |
Ваш
позывной |
FOLLOW |
ФОЛЛОУ |
Следуйте
за мной |
DISEND |
ДИ
- СЕНД |
Снижайтесь
для выполнения посадки |
YOU LAND |
Ю
ЛЭНД |
Садитесь
на этот аэродром |
PROCEED |
ПРО
- СИД |
Следуйте
своим курсом |
Если указания, полученные по радио из каких -
либо источников, противоречат указаниям, которые дает ВС - перехватчик с
помощью визуальных сигналов, то экипаж перехватываемого ВС должен немедленно
запросить разъяснение, продолжая выполнять визуальные команды ВС- перехватчика.
Если указания, полученные по радио из каких -
либо источников, противоречат указаниям, которые дает ВС - перехватчик по
радио, перехватываемое ВС должно немедленно запросить разъяснение, продолжая
при этом выполнять команды, передаваемые по радио ВС- перехватчиком.
При перехвате ВС могут применяться следующие
воздушные сигналы:
Се-рия |
Сигналы перехватывающего
ВС |
Значение сигналов |
Ответы перехватываемого
ВС |
Значение сигналов |
1 |
Днем - покачивание крыльями, находясь
немного выше, впереди и, как правило, слева от перехватывае-мого ВС. После
подтверждения принятия сигнала медленный отворот в горизонтальной плоскости,
как правило, влево для выхода на нужный курс. |
Вы перехвачены, следуйте за мной. |
Днем - покачивание крыльями и следование за
пе-рехватывающим ВС. |
Вас понял, выполняю. |
|
Ночью - те же действия, что и днем, и дополнительно
"мигание" аэронавигационными огнями через неравномерные промежутки
времени. |
|
Ночью - те же действия, что и днем, и дополнительно
"мигание" аэронавигационными огнями через неравномерные промежутки
времени. |
|
2 |
Днем или ночью - резкий отрыв от перехватывае-мого
ВС путем разворота на 90° или больше с набором
высоты без пересечения ли-нии полета перехватывае-мого ВС. |
Следуйте своим курсом. |
Днем или ночью - пока-чи-ание крыльями |
Вас понял, выполняю. |
3 |
Днем - полет по кругу над аэродромом,
выпуск шасси и пролет ВПП в направлении посадки. |
Выполняйте посадку на этом аэродро-ме. |
Днем - выпуск шасси, следование за перехватывающим
ВС и, если после пролета ВПП условия для посадки считаются безопасными,
начало выполнения посадки. |
Вас понял, выполняю. |
|
Ночью - те же действия, что и днем, и дополнительно
включение посадочных фар без "мигания". |
|
Ночью - те же действия, что и днем, и дополнительно
включение посадочных фар без "мигания". |
|
4 |
Днем - уборка шасси при пролете над ВПП
аэродрома посадки на высоте более 300 метров (1000 футов), но не выше 600
метров (2000 футов) над уровнем аэродрома и продолжение полета по кругу над
аэродромом. |
Аэродром указанный Вами, неприго-ден. |
Днем или ночью - если
перехваьтывающее ВС хо-чет, чтобы перехватываемое ВС следовало за ним на
запасной аэродром, перехватывающее ВС убирает шасси и использует сигнал серии
1 для перехватывающих ВС. |
Вас понял, следуйте за мной. |
Се-рия |
Сигналы перехватывающего
ВС |
Значение сигналов |
Ответы перехватываемого
ВС |
Значение сигналов |
4 |
Ночью - "мигание" самолетными
посадочными фарами при пролете над ВПП аэродрома посадки на высоте более 300
метров (1000 футов), но не выше 600 метров (2000 футов) над уровнем аэродрома
и продолжение полета по кругу над аэродромом. При невозможности
"мигания" поса-дочными фарами производится "мигание" другими
имеющимися огнями. |
Аэродром указанный Вами, неприго-ден. |
Днем или ночью - если
перехваьтывающее ВС хо-чет, чтобы перехватываемое ВС следовало за ним на
запасной аэродром, перехватывающее ВС убирает шасси и использует сигнал серии
1 для перехватывающих ВС. |
Вас понял, следуйте за мной. |
5 |
Днем или ночью - регулярное
включение и выключение всех бортовых огней с таким расчетом, чтобы отличить
их от проблесковых огней. |
Не могу выполнить |
Днем или ночью - используются серии
2 для перехватывающих ВС. |
Вас понял |
6 |
Днем или ночью -
"ми-гание" всеми бортовыми ог-нями через неравные проме-жутки
времени. |
В состо-янии бедствия. |
Днем или ночью - используются серии
2 для перехватывающих ВС. |
Вас понял |
Примечания: При подаче сигналов серии 1:
1.Метеорологические
условия или рельеф местности могут потребовать от перехватывающего ВС занять
позицию немного выше, впереди и справа от перехватываемого ВС и выполнить
последующий отворот вправо.
2.Если перехватываемое ВС
не успевает следовать за перехватывающим ВС, предполагается, что
перехватывающее ВС выполнит ряд маневров по схеме "ипподром",
покачивая крыльями каждый раз, когда оно пролетает мимо перехватываемого ВС.
ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА ПРИ АКТАХ НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА
При актах незаконного вмешательства в
деятельность авиации (нападении на экипаж и захвате ВС), необходимо:
1.Уведомить об этом орган
ОВД на рабочей частоте.
2.Доложить все изменения в
плане полета, вызванные требованиями террористов, и согласовать маршрут
движения. В случае недостатка топлива для продолжения полета - определить
аэродром дозаправки.
3.На транспондере
установить код 7500. Выполнять полет, информируя орган ОВД, по согласованному
маршруту, не оказывая противодействия.