Регулярные полеты ВС,
совершающих международные рейсы, осуществляются по воздушным трассам, которые
оговариваются при заключении двухсторонних соглашений о воздушном сообщении. Каждое
государство может часть своих национальных воздушных трасс выделить в качестве
международных.
В нижнем воздушном
пространстве (НВП) ширина международных воздушных трасс устанавливается 10 морских
миль (по 5 nm в каждую сторону от оси трассы), а нижняя граница трассы
устанавливается не менее 300 м (1000 футов) над наивысшей точкой рельефа.
В верхнем воздушном
пространстве (ВВП), где обеспечивается только FIS, боковые границы воздушных
трасс не устанавливаются, и трассы обозначаются только осевой линией, указывающей
направление трассы.
По своему расположению международные воздушные трассы делятся:
1.На международные
воздушные трассы НВП (МВТ НВП) - Low Altitude Airways.
2.На международные
воздушные трассы ВВП (МВТ ВВП) - High
Altitude Airways.
Граница между этими
трассами дается для каждого государства на титульном листе карты в разделе Upper
Limits of Low
Altitude Airspace (на картах Jeppesen H /
L и Lo указывается только верхний предел нижнего воздушного пространства, а на
картах Hi - границы нижнего и верхнего воздушного пространства, кроме того в
таблицах на первых листах карт указывается класс воздушного пространства государств).
Если в этом разделе встречается надпись "Not Specified", то это
означает, что граница между МВТ ВВП и НВП не определена. В этом случае границей
между ними будет эшелон FL 200.
По своему оборудованию и
обслуживанию МВТ делятся:
1.Контролируемые МВТ (Controlled Airways - ATCS)
- диспетчерское обслуживание.
2.Консультативные МВТ (Advisory Routes - ATAS) - консультативное обслуживание.
3.Летно - информационные
МВТ (Flight Information Routes - FIS).
Все МВТ имеют свои
названия, состоящие из сочетания букв и цифр. максимальное количество знаков в
названии МВТ - 6. Эти знаки можно условно разбить на 4 группы по позициям знаков.
Например МВТ UA205D:
Трасса |
U |
A |
2 |
0 |
5 |
D |
Поз. знаков |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Группа |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Префикс (приставка). Добавляется при
необходимости. Здесь могут быть буквы:
-U - Upper - МВТ ВВП;
-S - Super Sonic - сверхзвуковая МВТ;
-K - Kopter
- вертолетная МВТ.
Отсутствие приставки в позиции 1 указывает на
МВТ НВП.
2.Основная буква названия
трассы.
Может применяться одна из 16 букв:
-
A
B G R -
маршруты региональной сети ОВД (трассы), не входящие в сеть RNAV;
-
L
M N P -
совместные участки маршрутов региональной сети ОВД и маршрутов RNAV ;
-
H
I V W -
МВТ, не являющиеся ни маршрутами RNAV, ни маршрутами региональной сети ОВД
(местные, сезонные, временные);
-
Q
T Y Z -
маршруты RNAV.
3.Номер трассы. Состоит из сочетания
трех цифр и может быть от 1 до 999.
4.Дополнительная буква. Могут указываться
буквы:
-
D - Advisory -
консультативная МВТ;
-
F
- Flight
Information - летно - информационная МВТ.
Отсутствие
дополнительной буквы в позиции 6 указывает на контролируемую МВТ.
Таким образом, название
трассы U205D расшифровывается как: Консультативная воздушная трасса верхнего
воздушного пространства A205.
Иногда встречаются
отклонения от стандартного обозначения МВТ. Эти отличия могут быть в префиксе,
в дополнительной букве названия трассы, в номере трассы, в самом названии
трассы.
В префиксе (позиция 1)
может встречаться буква V, которая указывает на то, что данная МВТ
оборудована VOR, и что основной способ самолетовождения по ней - полет по VOR.
Например МВТ VB-4. Встречается в Европе.
В обозначении трассы:
1.Основная буква названия
трассы (позиция 2):
-
V указывает на МВТ НВП,
оборудованную VOR (встречается в США и Канаде). Например МВТ V125.
-
J указывает на МВТ ВВП,
предназначенную для полетов реактивных самолетов (встречается в США). Например
МВТ J100.
- HL - High
Level - МВТ ВВП (встречается в Канаде). Например МВТ HL22.
2.Вместо обычного
сочетания букв и цифр может встречаться (позиций 2 - 5):
-
D
- Direct
Route - белая буква на синем фоне. Указывает на участки маршрутов
спрямления, используемые с разрешения службы движения;
-
ATS - участки, используемые
с разрешения службы движения при повышенном внимании;
-
DOM - Domestic
- местные воздушные линии;
-
AWY - контролируемая МВТ
для некоторых стран.
-
NAT
- North
Atlantic Track - маршрут выхода на
северо - атлантический трек.
В обозначении некоторых
МВТ цифры в номере трассы могут стоять через дробь, что указывает на общий
участок двух или более МВТ. Например А4/8 означает общий участок двух МВТ А4 и
А8.
Иногда в Европе в одном
из пунктов обязательного доклада МВТ может разделяться на 2 или 3 ветви. При
этом в обозначении трассы указывается дополнительная буква(позиция 6):
-N - North-
северная ветвь МВТ. Например МВТ A10N.
-S - South
- южная ветвь МВТ. Например МВТ A10S.
-W - West
- западная ветвь МВТ. Например МВТ A10W.
-E - East
- восточная ветвь МВТ. Например МВТ A10E.
Зональная навигация (RNAV
- Area Navigation) - метод
самолетовождения, позволяющий выполнять полет по любому избранному маршруту в
пределах радиуса действия радионавигационных систем, или в пределах действия
бортовых средств, или в пределах использования комбинации тех и других. Таким
образом, маршруты зональной навигации - это такие маршруты, которые установлены
для полета воздушных судов, оборудованных средствами зональной навигации.
В последнее время методу
зональной (внетрассовой) навигации, примененному впервые в США, в мировой
авиационной практике уделяется усиленное внимание. Бортовые комплексы современных
ВС в своей основе имеют принцип зональной навигации. А Федеральное авиационное
управление США разработало программу превращения зональной навигации в основной
метод самолетовождения при полетах над территорией США.
Метод RNAV имеет
следующие преимущества:
1.Более прямые маршруты
ортодромии.
2.Высокая гибкость системы
маршрутов ОВД.
3.Повышенная эффективность
использования свободного воздушного пространства, что приводит к повышению
пропускной способности ВС через зону.
4.Расширение тактической
гибкости диспетчерских центров ОВД.
5.Сокращение количества наземных
радионавигационных точек в районе.
Маршруты RNAV создаются
при соответствующих обстоятельствах и условии оборудования ВС системами
зональной навигации: спутниковые системы навигации, автоматические системы определения
и коррекции местоположения ВС по DME, оборудование VOR - DME.
Маршруты зональной
навигации по Стандартам ИКАО делятся на 2 категории:
I категория. Основная. ВС,
выполняющие полеты по маршрутам RNAV I категории обязаны обеспечить точность
самолетовождения по МВТ ± 5nm от оси в течение 95%
полетного времени использования оборудования RNAV. Такая точность на
отечественных ВС может быть обеспечена при оборудовании их системами Курс - МП
и СД с расстоянием установки маяков по МВТ не более 100 nm.
II категория. ВС, выполняющие полеты
по маршрутам RNAV II категории обязаны обеспечить точность самолетовождения по
МВТ ± 0,5nm (± 930м) от оси. Такая точность может быть
обеспечена при оборудовании ВС системами космической навигации и автоматическими
системами определения и коррекции местоположения ВС по DME.
По мере накопления опыта
полетов по маршрутам RNAV первой категории, требования к точности
самолетовождения, возможно, будут снижены с ±5
nm до ±3nm.
В названии трассы в
позиции 2 (основная буква названия трассы) используются буквы M L N P Q T Y Z
(рассмотрены ранее). При этом буквы:
- M N L T Y Z - для обозначения
маршрутов RNAV I категории;
- Q P - для обозначения
маршрутов RNAV II категории.
Кроме того, маршруты
зональной навигации делятся на:
1.Фиксированные маршруты
зональной навигации
- постоянные маршруты сети ОВД, опубликованные на картах, начинающиеся и
заканчивающиеся в опубликованных пунктах обязательного донесения. Промежуточные
точки маршрутов устанавливаются в соответствии с требованиями данного
государства, как правило в местах пересечения с обычными МВТ сети ОВД, с
границами районов полетной информации и секторов (как верхнего, так и нижнего
воздушного пространства).
2.Особые маршруты
зональной навигации
- опубликованные маршруты сети ОВД, которые по мере необходимости предоставляются
ВС, имеющим оборудование зональной навигации, или на определенный срок
(например на сезон) выделяемые в качестве маршрутов RNAV для удовлетворения
временных потребностей диспетчерских центров. Как правило, это МВТ I категории.
При этом радиолокационное обслуживание на особых маршрутах RNAV не является
обязательным условием.
3.Неорганизованные треки - неопубликованные
маршруты, выбранные экипажем, по которым планируется полет ВС, оборудованного
средствами зональной навигации. Маршрут должен выбираться внутри рабочих
областей (зон) радионавигационных средств зональной навигации, VOR и DME. При
этом должны выполняться следующие условия:
- неорганизованные зоны
наземных радионавигационных средств должны располагать средствами связи воздух
- земля , радиолокационным контролем;
- маршрут полета должен
проходить на расстоянии не менее 7,5 морских миль от запретных и опасных зон.