Международное воздушное
право -
совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами в
отношении использования воздушного пространства с целью осуществления
международного воздушного сообщения и обеспечения его безопасности, а также
устанавливающих режим воздушных сообщений.
Международные воздушные
полеты выполняются в целях перевозки пассажиров, груза, почты и багажа за плату
по международным воздушным трассам.
Существует 2 вида воздушного
права:
1.Международное воздушное
право. Определяется межправительственными соглашениями и многосторонними
соглашениями в области воздушного права.
2.Внутригосударственное
(национальное) воздушное право. Определяется Воздушным кодексом государства.
Современное воздушное
законодательство:
1.Действует не только на
территории государства, но и за его пределами в той мере, в какой это
определено самим законом.
2.Регулирует полеты в
воздушном пространстве всех гражданских воздушных судов (включая иностранные).
3.Распространяет свое
действие на все виды летательных аппаратов.
Все полеты любого
иностранного воздушного судна над территорией какого - либо государства
подчинены его полному и исключительному суверенитету. То есть такие полеты в
воздушном пространстве, расположенном над сухопутной и водной территорией государства,
включая его территориальные воды, могут осуществляться только с явно
выраженного на это согласия данного государства.
Основой современного
международного воздушного права являются:
1.Чикагская конвенция 1944
года. На ее основе строятся взаимоотношения между государствами в области
Международной гражданской авиации.
2.Варшавская конвенция
1949 года. Унифицировала некоторые соглашения о международных воздушных перевозках.
3.Гаагский протокол 1955
года. Дополнил Варшавскую конвенцию.
4.Гвадалахарская конвенция
1961 года. Дает право осуществлять перевозки на арендуемых воздушных судах.
5.Римская конвенция 1962
года. Постановление о возмещении пассажирам и авиакомпаниям ущерба на территории
любого государства.
6.Токийская конвенция 1963
года. О правонарушениях, совершенных на борту воздушного судна и о наказании
правонарушителей.
7.Гаагская конвенция 1970
года. О борьбе с незаконным вмешательством и захватом воздушных судов. Подписана
151 государством.
8.Монреальская конвенция
1971 года. О борьбе с актами
незаконного захвата воздушных судов.
Основные принципы
сотрудничества в области международной гражданской авиации изложены в Чикагской
Конвенции:
1.Полный и исключительный
суверенитет каждого государства на свое воздушное пространство.
2.Обеспечение безопасности
полетов по международным воздушным линиям на территории государства.
3.Обязательство применять
гражданскую авиацию только в мирных целях, целях укрепления дружбы между
народами и перевозки различных грузов.
4.Предоставление средств и
создание необходимых условий для осуществления международных воздушных
сообщений своими компаниями.
5.Установление регулярного
воздушного сообщения путем заключения двухсторонних и многосторонних соглашений
между государствами.
6.Предоставление
Договаривающимися государствами друг другу права на регулярные полеты на их
территорию, когда между ними еще не заключено соглашение о воздушном сообщении.
7.Осуществление свободных
полетов над открытым морем и проливами для всех государств.
8.Каждое государство имеет
право регулировать коммерческую деятельность на своей территории.
9.Каждое государство имеет
право регулировать административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию по
отношению к экипажам, воздушным судам и пассажирам.
10.Любое воздушное судно,
вторгшееся в пределы воздушного пространства любого государства считается
нарушителем. Государство может применять соответствующие меры к нарушителям
воздушного пространства, вплоть до принудительной посадки.
11.Каждое государство,
совершающее полеты на своих воздушных судах в пределах другой страны, должно
подчиняться действующим в этой стране правилам, постановлениям, касающимся
полета и маневрирования воздушных судов.
12.Вылет воздушного судна
для выполнения международного полета допускается только после прохождения
экипажем и пассажирами паспортной и таможенной процедур в соответствии с
правилами, установленными данным государством. Территорию государства можно
пересекать без посадки согласно соглашения или специального разрешения. За
каждым государством сохраняется право подвергать обязательной таможенной
проверке воздушные суда, выполняющие транзитные полеты.
13.В качестве запасных можно
использовать только те аэродромы, которые указаны в соглашении о международном
воздушном сообщении. Вынужденную посадку можно совершать только в случае
крайней необходимости.
Правовой основой для
установления международных воздушных сообщений являются межправительственные
соглашения о воздушном сообщении.
Межправительственные
соглашения о воздушном сообщении строятся на односторонней или многосторонней
основе. определяют и содержат:
1.Основные условия,
принципы организации и выполнения полетов между государствами.
2.Соблюдение равенства и
взаимности сторон в установлении наиболее приемлемых условий для навигации,
обеспечения аэродромами, техническими средствами, метеорологической информацией
и так далее.
3.Коммерческие права.
4.Право на транзитные
полеты в третьи страны.
5.Требования соблюдения
законов и правил данного государства, освобождение от таможенных пошлин отдельных
видов продуктов (топливо, ликеро - водочные изделия и продукты питания для
обслуживания экипажей и пассажиров).
6.Право на открытие
представительств на территории другого государства.
Соглашения могут быть на
полеты двух видов:
-регулярные (обычные):
полеты по расписанию и дополнительные рейсы.
-нерегулярные
(эпизодические): не коммерческие, специальные, технические, чартерные.
Право регулярных полетов
предоставляется государством при заключении соглашения о международном воздушном
сообщении, где указывается с какой частотой и по каким договорным маршрутам и
трассам будут осуществляться полеты.
Предварительным планом
полета для выполнения рейсов является расписание, согласованное обеими сторонами.
Для выполнения
конкретного рейса по расписанию требуется за 30 минут до полета подать
диспетчеру план полета в 2 экземплярах.
Изменение расписания или
введение дополнительных рейсов оформляется дополнительной договоренностью между
государствами, если эта процедура не оговаривается в соглашении. В этом случае
составляется предварительный план полета - заявка на выполнение полета в сроки,
указанные в соглашении, но не позднее чем за 24 часа до вылета.
Право эпизодических
полетов предоставляется государством путем выдачи разовых разрешений на каждый
полет.
В соглашении обычно
оговаривается процедура выполнения эпизодических полетов. Для его выполнения через
Министерство иностранных дел подается заявка в установленной форме послам тех
стран, над территорией которых будет проходить полет (пролет), посадка и находятся
запасные аэродромы. Заявки подаются в сроки, указанные в соглашении.
Получение разрешения на
полет от диспетчерской службы является основанием для его выполнения, а также
является свидетельством предварительного разрешения полета государством.
Данная система
обслуживания воздушного движения распространяется только на гражданские
воздушные суда. Полеты государственных воздушных судов (военных, полицейских,
таможенных…) выполняются по международным воздушным линиям только по специальному
разрешению.
Международный рейс - полет с пересечением
государственной границы по установленной международной воздушной линии в одном
направлении (с посадкой или без посадки в промежуточном пункте) от начального аэропорта
вылета до конечного аэропорта посадки для перевозки коммерческой загрузки. В
зависимости от назначения может быть:
1.Обычный (по расписанию).
2.Специальный - для
перевозки официальных лиц, делегаций и так далее:
-по расписанию
(регулярный);
-вне расписания (разовый,
эпизодический).
3.Чартерный (заказной) -
для перевозки определенной группы туристов или грузов по найму.
4.Дополнительный -
дополнительно к расписанию.
5.Технический - для
перевозки служебных грузов и персонала, а также облетов и перегонки авиационной
техники.
Все полеты по международным
воздушным линиям могут выполняться только при соответствующем оформлении
разрешения по установленным соглашением маршрутам без отклонения и нарушений
режима использования воздушного пространства.
Посадка выполняется
только в международных аэропортах, где есть таможня, карантинная и другие
службы.
В качестве запасных
могут быть использованы только те аэродромы, которые выделены государством и
перечислены в сборнике аэронавигационной информации. Выполнять посадку на них
разрешается только в крайних случаях из - за метеоусловий или неисправности материальной
части.
Коммерческие права - разрешение
авиапредприятию заниматься коммерческой деятельностью (осуществлять воздушную
перевозку пассажиров и грузов). Другое название коммерческих прав -
"свобода воздуха".
Существует несколько
степеней коммерческих прав:
1.Право выполнения
беспосадочных перелетов через территорию государства (транзитом).
2.Право выполнения полетов
через территорию государства и посадки в определенных государством пунктах с
некоммерческой целью (техническое обслуживание, дозаправка…).
3.Право выполнения полетов
через территорию государства и посадки в определенных государством пунктах для
высадки пассажиров, выгрузки грузов, багажа и почты, взятых на борт в стране регистрации
воздушного судна.
4.Право выполнения полетов
через территорию государства и посадки в определенных государством пунктах для
приема на борт пассажиров, грузов, багажа и почты в целях перевозки их в страну
регистрации воздушного судна.
5.Право выполнения
свободного полета через территорию государства и посадки в определенных
государством пунктах для выгрузки и приема на борт пассажиров, грузов, багажа и
почты независимо от того, в какой стране они берутся на борт и в какую страну
доставляются воздушным судном.
Как частный случай 5 степени коммерческих прав
различают еще 2 степени:
6.Право принимать загрузку
в одной стране и перевозить ее в третьи страны и обратно через свою территорию.
7.Право принимать загрузку
в одной стране и перевозить ее в третьи страны по маршрутам, не проходящим над
территорией страны регистрации воздушного судна.
Комбинации "свобод
воздуха" зафиксированы в соглашении о воздушном сообщении и определяют
объем коммерческих прав. В последнее время при перевозке туристов используются
"урезанные" коммерческие права:
1.Step over - право
авиапредприятия перевозить пассажиров до места назначения с остановкой в
определенном пункте по маршруту следования (полета) с последующей перевозкой их
самолетом той же авиакомпании.
2.Step over вне маршрута -
право привозить пассажиров до и из пункта, где предоставляется право остановки
самолетам различных авиакомпаний.
Выполнение международных
соглашений о воздушном сообщении доверяется национальным авиакомпаниям. Им
выдается лицензия на эксплуатацию международной воздушной трассы. На основании
лицензии авиакомпания размещает свои представительства в сотрудничающих
странах.
Представительство
национальной авиакомпании выражает интересы авиакомпании перед учреждениями, органами
и предприятиями страны пребывания и выполняет функции:
1.Осуществляет
непосредственные связи с авиационными, авиатранспортными, туристическими,
торговыми и другими организациями и предприятиями страны пребывания для обеспечения
коммерческого, технического и другого обслуживания воздушных судов своей и
сотрудничающих авиакомпаний.
2.Контролирует
безопасность и регулярность полетов своих воздушных судов, качество их
обслуживания.
3.Обеспечивает экипажи
своих воздушных судов питанием, ночлегом и транспортом.
4.Готовит экипажи своих
воздушных судов к вылету, обеспечивает и производит загрузку, выполняет загрузочные
и центровочные расчеты и графики для своих воздушных судов.
5.Организует и ведет
коммерческую и рекламную деятельность.
6.Решает спорные вопросы с
представителями учреждений и организаций страны пребывания.
Основа полетов над
открытым морем - принцип свободы полетов, в соответствии с которым воздушные
суда всех государств, прибрежных и не прибрежных, в праве свободно совершать
полеты над открытым морем.
Все государства в
отношении воздушного пространства над открытым морем имеют право:
1.Беспрепятственно
осуществлять полеты военных и гражданских военных воздушных судов.
2.Осуществлять юрисдикцию
над воздушными судами и экипажами.
3.Применять
аэронавигационные средства.
4.Наблюдать с воздушных
судов за обстановкой в море в военных, промысловых и научно - исследовательских
интересах.
5.Преследовать иностранные
торговые суда в открытом море за нарушения законов и правил прибрежного государства.
6.Привлекать воздушные
суда для борьбы с пиратством.
7.Привлекать воздушные
суда для борьбы с работорговлей.
При этом государства
обязаны:
1.Соблюдать правила
полетов ИКАО.
2.Предотвращать
загрязнение окружающей среды.
3.Предотвращать инциденты
в открытом море.
4.Оказывать помощь
терпящим бедствие кораблям и воздушным судам.
5.Не допускать полетов
военных и гражданских воздушных судов без опознавательных и регистрационных знаков.
6.Воздерживаться от угрозы
применения силы.
Полеты в воздушном
пространстве над открытым морем осуществляются в строгом соответствии со Стандартами
ИКАО.
Полет над территорией
иностранного государства должен выполняться согласно правилам и нормам, установленным
этим государством. Правила полетов над территорией государства включают:
1.Условия пересечения
государственной границы.
2.Ширину воздушных трасс и
высоты полета по ним.
3.Запретные и опасные
зоны, зоны с особым режимом полетов и другие зоны.
4.Правила аэронавигации,
связи и сигнализации.
5.Правила использования
аэродромной сети.
6.Требования к полетной
документации.
7.Нормы запаса топлива.
8.Систему счисления
времени.
Признание за воздушным
судном государственной принадлежности является свидетельством того, что оно находится
под юрисдикцией определенного государства и пользуется правами,
предоставляемыми законами этого государства. Юридическим документом, удостоверяющим
государственную принадлежность воздушного судна, является Свидетельство о регистрации,
которое выдается после внесения воздушного судна в Государственный Реестр. При
этом государство берет на себя следующие обязанности:
1.На каждом воздушном
судне должны быть нанесены и отчетливо видны национальные и регистрационные
знаки.
2.Воздушное судно не
должно использоваться в целях, не совместимых с целями Чикагской Конвенции.
3.Все воздушные суда
должны соблюдать законы, правила и процедуры иностранных государств, регламентирующие
международные полеты и перелеты.
4.Не перевозить на
территорию или через нее никакого военного имущества без разрешения данного
государства.
5.Признавать Удостоверения
о летной годности воздушных судов, свидетельств о полномочиях и правах, выданные
или признанные действительными другими государствами, в которых
зарегистрированы воздушные суда, при условии, что требования, на основании которых
они выданы или признаны действительными, равны или превышают минимальные требования
Стандартов ИКАО.
6.Предоставлять другим
Договаривающимся государствам или Совету ИКАО в случае их запроса сведений, касающихся
регистрации или принадлежности воздушных судов, внесенных в Реестр государства.
7.Обеспечивать, чтобы на
борту каждого воздушного судна, внесенного в Государственный Реестр и выполняющего
международный полет, имелись все необходимые документы.
Международный полет
может выполняться только при наличии на борту воздушного судна следующей судовой
и полетной документации:
1. Свидетельство о
государственной регистрации воздушного судна.
2. Удостоверение о годности
воздушного судна к полетам.
3. Разрешение на бортовые
радиостанции, находящиеся на воздушном судне.
4. Удостоверение о годности
гражданского воздушного судна по шуму на местности.
5. Свидетельство
эксплуатанта воздушной трассы.
6. Специальные положения по
эксплуатации.
7. Лицензия на выполнение
полетов по маршруту или видов работ (эксплуатацию воздушной линии).
8. Страховые полисы на
членов экипажа воздушного судна и ответственности за причинение ущерба третьим
лицам.
9. Форма донесения:
-авиационное
происшествие;
-инцидент;
-опасное сближение (AIR
TRAFIC INCIDENT).
10.Загрузочная ведомость.
11.Генеральная декларация.
12.Пассажирский манифест.
13.Грузовой манифест.
14.Сертификат о дезинсектизации (называемый часто
как сертификат о дезинфекции).
15.Бортовые журналы (для воздушного судна
иностранного производства может быть бортовой журнал на английском языке):
-бортовой журнал
воздушного судна;
-санитарный бортовой
журнал.
16.Руководство по летной эксплуатации воздушного
судна (для воздушного судна иностранного производства может быть на английском
языке).
17.Контрольные карты проверок.
18.Документы аэронавигационной информации (карты
захода на посадку и аэронавигационные карты для использования членами экипажа,
штурманский бортовой журнал, план полета и т.д.).
19.Руководство по производству полетов (включая
справочник маршрутов) или часть его, касающаяся конкретного полета.
20.Задание на полет.
21.Папка с паспортами к магнитофонной ленте МСРП,
тарировочные графики.
22.Справка о наработке воздушного судна и
двигателей.
23.Сборник рекомендаций для экипажа по неисправностям
и действиям в особых случаях полета.
24.Каталог наиболее часто встречающихся дефектов,
классификация поиска и устранения отказов и неисправностей.
25.Требования на заправку ГСМ.
26.Наставление по производству полетов в ГА (НПП
ГА).
Примечания:
1.Кроме указанных
документов (в соответствии с АИП конкретной страны) перечень документов может
быть расширен.
2.Судовые документы,
указанные в пунктах 5 - 8, 19 могут быть представлены в ксерокопиях.
3.Судовые и полетные
документы, указанные в пунктах 1 - 14 должны иметь копии на английском языке.
При выполнении полетов по внутрироссийским
воздушным линиям из судовой и полетной документации могут быть изъяты документы,
указанные в пунктах 4,9,11-14