ИКАО (International
Civil Aviation Organization - ICAO) - образована в 1944 году.
По инициативе США в
декабре 1944 года в Чикаго была созвана конференция (Чикагская конференция), в которой принимали участие 52
государства, для обсуждения проблем международной гражданской авиации. Было
согласовано создание новой организации, которая будет заниматься аэронавигационными
вопросами, способствующими повышению безопасности полетов и их регулярности, а
также экономическими вопросами, которые должны повысить эффективность и экономичность
воздушных перевозок.
Чикагская конференция
закончилась подписанием Конвенции о Международной гражданской авиации - Чикагской
конвенции, и была официально создана ИКАО. Местом штаб - квартиры ИКАО был
выбран город Монреаль (Канада).
В мае 1948 года вступило
в силу соглашение между ООН и ИКАО, в котором ИКАО признавалась специализированным
учреждением ООН.
СССР в Чикагской
конференции участия не принимал, так как в ней принимали участие государства, с
которыми СССР находился в состоянии войны.
После вступления СССР в
ИКАО 14 ноября 1970 года, русский язык был признан официальным (четвертым)
языком этой организации.
На дипломатической
конференции в Монреале в сентябре 1977 года был принят протокол об аутентичном
четырех язычном тексте Конвенции и ее официальный текст на русском языке.
Таким образом,
официальными языками ИКАО являются:
1.Русский.
2.Английский.
3.Французский.
4.Испанский.
Арабский и китайский
языки считаются рабочими языками ИКАО. Они используются в ограниченном объеме в
работе Совета ИКАО и его постоянных органов, на сессиях Ассамблеи и крупных
специализированных конференциях и совещаниях.
По состоянию на 1994 год
ИКАО объединяет 183 государства мира.
Целями и задачами ИКАО
являются разработка принципов и методов международной аэронавигации и содействие
планированию и развитию международного воздушного транспорта в целях:
1.Обеспечение безопасного
и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире.
2.Поощрение искусства
конструирования и эксплуатации воздушных судов.
3.Поощрения развития
воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств для международной гражданской
авиации.
4.Удовлетворение
потребностей народов мира в безопасном, регулярном эффективном и экономичном воздушном
транспорте.
5.Предотвращение
экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией.
6.Обеспечение полного
уважения прав Договаривающихся государств и справедливой для каждого Договаривающегося
государства возможности использовать авиапредприятия, занятые в международном
воздушном сообщении.
7.Исключение случаев
дискриминации в отношениях между Договаривающимися государствами.
8.Обеспечение безопасности
полетов в международной аэронавигации.
9.Содействие развитию
международной гражданской аэронавтики во всех ее аспектах.
Любое государство - член
ООН, входившее во время Второй мировой войны в Антигитлеровскую коалицию, и
нейтральные страны становятся членами ИКАО на 30-й день после присоединения к Чикагской
конвенции.
Государства,
участвовавшие во время Второй мировой войны на стороне Гитлеровской Германии, могут
присоединиться к конвенции с соблюдением следующих условий:
1.С согласия ООН.
2.По специальному
разрешению Ассамблеи ИКАО, для принятия которой требуется 4/5 голосов.
3.При отсутствии
возражений со стороны любого государства, которое было аннулировано или подверглось
нападению в ходе Второй мировой войны войсками государства, желающего вступить
в члены ИКАО.
Государство перестает
быть членом ИКАО, если оно заявляет о денонсации им Чикагской конвенции. Денонсация
вступает в силу через год после получения ИКАО уведомления.
Если государство
исключено из ООН, оно автоматически перестает быть членом ИКАО, кроме тех случаев,
когда Генеральная Ассамблея ООН в своем решении прямо не говорит о целесообразности
сохранения членства этого государства в ИКАО.
Высшим органом ИКАО, в
котором могут быть представлены на равных основаниях все государства - члены
ИКАО, является Ассамблея государств - членов ИКАО. Созывается один раз в
три года. При возникновении необходимости по рекомендации Совета ИКАО, или по
требованию не менее 1/5 членов организации могут быть созваны черезвычайные
сессии Асамблеи ИКАО.
Функции Ассамблеи
заключаются в определении направления деятельности ИКАО в области международной
аэронавигации и международного воздушного транспорта:
1.Избирать Совет ИКАО,
рассматривать отчеты, принимать соответствующие действия.
2.Определять шкалу взносов
стран - членов ИКАО в бюджет организации.
3.Утверждать бюджет ИКАО.
4.Рассматривать и одобрять
предложения о внесении поправок в Чикагскую конвенцию.
Взнос государств -
членов ИКАО рассчитывается следуюшим образом:
Взнос100%
= К1(75%) + К2(25%),
где:
К1
= (Национальный доход государства) / (Национальный доход всех стран ИКАО),
К2
= (Налет государства по МВЛ) / (Налет всех стран ИКАО по МВЛ).
Min...Max взнос = 0,06%...25% от национального дохода.
Совет ИКАО - исполнительный орган
организации, обеспечивающий непрерывность деятельности организации в
промежутках между сессиями Ассамблеи. Несет ответственность перед высшим
органом ИКАО за свою деятельность. Выполняет функции:
1.Выполнение решений
Ассамблеи и представление отчета о своей работе.
2.Избрание Генерального
секретаря и руководящих сотрудников.
3.Распоряжение деньгами
организации.
4.Утверждение
международных стандартов и рекомендаций, внесение их в приложения к Конвенции.
5.Осуществление
регистрации международных авиационных соглашений.
6.Осуществление арбитражных
функций при регулировании разногласий между государствами - членами ИКАО.
Под управлением Совета
работает семь постоянных рабочих органов (см. схему структуры ИКАО).
|
Секретариат ИКАО - постоянный орган
Совета, обеспечивающий работу ассамблей, Совета и других органов, а также
региональных центров организации.
Генеральный секретарь - главное
исполнительное должностное лицо организации. Назначается Советом и возглавляет
его.
Секретариат ведает
сбором и обобщением информации по проблемам международной гражданской авиации,
осуществлением связей с государствами - членами ИКАО. Он осуществляет эти
функции с помощью пяти специализированных управлений:
1.Аэронавигационное
управление
- занимается вопросами безопасности полетов, рассматривает вопросы по выработке
рекомендаций и стандартов компаниям.
2.Авиатранспортное
управление
- занимается вопросами обеспечения эффективности перевозок на международных
воздушных линиях.
3.Юридическое управление - занимается вопросами
по выработке стандартов и рекомендаций в области воздушного права, проводит
консультации по правовому толкованию и пониманию основных положений Чикагской
конвенции, готовит проекты новых решений.
4.Управление технической
помощи
- разрабатывает предложения по оказанию финансовой и технической помощи, по
созданию аэровокзальных комплексов и оснащению воздушных трасс в труднодоступных
участках местности и океанических просторах.
5.Административное
управление
- занимается вопросами кадров, переводов, оформления и рассылки документов.
Региональные центры ИКАО созданы помимо штаб -
квартиры в Монреале для оперативной работы ИКАО:
1.Европейский регион -
Париж.
2.Страны Северной Америки
и Карибского басейна - Мехико.
3.Страны Южной америки -
Лима.
4.Тихий океан и Азия -
Бангкок (Таиланд).
5.Ближний Восток и
Восточная Африка - Каир (Египет).
6.Остальная Африка -
Даккар.