По правилам ИКАО нет понятия "Управление
воздушным движением", применяется термин "Обслуживание воздушного
движения" (ОВД). В Приложении 11 к Чикагской Конвенции дается понятие
ОВД (Air Traffic Servic - ATS), его целях и задачах. Роль ОВД сводится к информированию
экипажей воздушных судов (ВС) об условиях воздушной обстановки и воздушного
движения, передаче им соответствующих рекомендаций. ОВД не несет
ответственности за предотвращение столкновений ВС с земной поверхностью и препятствиями
на ней во время полета по маршруту и в аэродромных зонах. Ответственность за
это полностью возложена на командира ВС. ОВД выполняет следующие задачи:
1.Предупреждение
столкновений между ВС.
2.Предотвращение
столкновений между ВС, находящимися в районе маневрирования аэродрома и с
препятствиями на местности.
3.Ускорение и поддержание
упорядоченного потока воздушного движения в диспетчерских зонах.
4.Предоставление
консультаций и информации, необходимых для обеспечения безопасного и
эффективного производства полетов.
5.Уведомление
соответствующих органов о ВС, нуждающихся в помощи и спасении, а также оказание
этим организациям необходимого содействия.
В правилах ИКАО предусматривается несколько
видов ОВД с различной степенью ответственности за безопасность полетов:
1.Летно - информационное
обслуживание.
2.Диспетчерское
обслуживание.
3.Консультативное
обслуживание.
4.Аварийное обслуживание.
Виды применяемого обслуживания зависят от
характера местности, интенсивности воздушного движения, оборудования, метеоусловий
и так далее.
Для осуществления задач ОВД в каждом государстве
создается национальная служба ОВД. В ряде стран, тесно связанных между собой,
созданы межгосударственные службы ОВД (Евроконтроль, ASESNA).
|
ATS |
Air
Traffic Serice |
AS |
Alerting
Service |
FIS |
Flight
Information Service |
ACC |
Area
Control Center |
ATAS |
Air
Traffic Advisore Service |
APP |
Approach |
ATCS |
Air
Traffic Control Service |
ATC |
Airdrome
Traffic Controll |
Летно - информационным ОВД (FIS) обеспечиваются
все ВС, летающие над территорией любого государства в любой точке воздушного пространства.
В некоторых государствах при недостатке средств технического контроля этот вид
ОВД является основным и единственным. FIS предусматривает предоставление
экипажам ВС информации и советов, способствующих безопасности полетов, и
включает:
1.Опубликование (передачу)
данных о состоянии аэродромов.
2.Передачу информации об
опасности для полетов.
3.Обеспечение
метеорологической информацией перед полетом и в полете.
4.Передачу информации
SIGMET.
5.Опубликование информации
о состоянии технических средств аэронавигации и ОВД.
Кроме того, для экипажей ВС по их требованию,
предоставляется любая информация, касающаяся безопасности полетов.
FIS возлагается на FIC (Flight Information
Center) - центры полетной информации.
Виды FIS:
1.ATIS (Automatic Terminal
Information Servise) - информация об аэропортах для прилетающих и улетающих
экипажей.
2.Передачи на КВ и УКВ
частотах при оперативном ОВД - OFIS.
3.Автоматическое летно -
информационное обслуживание (AFIS) - вещание записанной информации на
определенной частоте (только летная информация).
4.Сообщения OFIS типа
"запрос - ответ".
5.TIBA (Traffic
Information Broadcast Aircraft) - радиовещание воздушным судам о движении
воздушных судов.
Диспетчерское ОВД (Air Traffic Control Service -
ATCS) - основной и наиболее распространенный вид ОВД. Предусмотрен для всех
полетов в контролируемом воздушном пространстве (по ПВП и ППП). Обеспечивает:
1.Предупреждение самолетов
от столкновении в воздухе и на земле.
2.Координацию и
поддержание порядка воздушного движения для обеспечения наибольшей пропускной
способности.
Диспетчерское ОВД включает:
1.Районное диспетчерское
обслуживание
(Area Control Service),
которое осуществляется районным диспетчерским центром (ACC) в воздушном
пространстве диспетчерского центра: на трассах и в узловых диспетчерских
районах.
АСС
оборудован всеми техническими средствами связи и контроля, буквопечатной
связью. Он контролирует движение каждого ВС по выполнению им представленного
плана полета. При необходимости АСС корректирует траекторию полета и график
движения ВС. АСС подводит ВС к аэродрому посадки и на рубеже передачи
управления передает ВС диспетчеру подхода.
АСС может быть разбит на
секторы по направлениям и высотам. Каждый сектор работает на своей частоте. В
этом случае есть еще и диспетчер - координатор, который стыкует ВС, прибывающие
из разных секторов. Он координирует свою работу с диспетчером посадки,
назначает эшелоны и интервалы между ВС.
2.Диспетчерское
обслуживание подхода
(Approach Control Service).
Является промежуточным звеном между районным и аэродромным диспетчерским
обслуживанием. Обеспечивается диспетчером подхода (APP). Рубежи передачи
управления (диапазон действия ААР) зависят от многих факторов и рассматривается
дополнительно.
3.Аэродромное
диспетчерское обслуживание (Airdrome Control
Service) предназначено для обеспечения прилетающих и
вылетающих экипажей диспетчерским разрешением и различной информацией,
направленной на поддержание порядка на маневренной площади аэродрома и в зоне
аэродрома с целью предупреждения столкновений между ВС.
Консультативное ОВД (ATAS) обладает большей действенностью,
чем FIS, так как выдает экипажу дополнительную консультативную информацию,
сопровождающуюся рекомендациями:
1.Об общем воздушном
движении.
2.Время вылета и эшелон
полета.
3.Рекомендуемые эволюции
во избежание столкновения.
4.Об условиях полета.
5.Об обходе гроз.
Ключевые понятия данного ОВД -
"советую", "рекомендую", "предлагаю".
ATAS применяется в некоторых, мало оборудованных
техническими средствами контроля, районах на специальных консультативных
маршрутах, установленных государствами.
Экипажи ВС при ATAS могут действовать в
соответствии с полученными рекомендациями, или по своему усмотрению, обязательно
сообщив об этом диспетчеру немедленно.
Аварийное ОВД - AS (иногда в документах пишется
EN - Emergency Notice) предусматривает оповещение соответствующих органов
о ВС, нуждающихся в поиске, спасении и оказании помощи. Направлено на оказание
всесторонней помощи ВС, терпящим бедствие. Обеспечивается в любой точке района
полетной информации (Flight Information Region - FIR). Полеты без аварийного
ОВД запрещаются!
Объем развертывания поисков и спасательных работ
определяется органами ОВД, которые немедленно уведомляют координационные центры
поиска и спасания.
Аварийное оповещение подается в следующих
случаях:
1.Если от экипажа ВС
получено сообщение о бедствии или аварийном состоянии.
2.Если служба ОВД
обнаружила аварийные обстоятельства, соответствующие "Стадиям критических
условий в воздушном движении", установленным Приложением 11 к Чикагской
Конвенции.
Стадии критических условий:
1.INSERFA (неопределенность):
- донесение от экипажа
отсутствует в течение 30 минут;
- ВС не прибыло в аэропорт
назначения в течение 30 минут после расчетного времени прибытия.
2.ALERFA (тревога):
- после объявления INSERFA
неоднократные попытки уточнить местонахождение ВС не удались;
- ВС дано разрешение на
посадку, но в течение 5 минут после расчетного времени оно посадку не совершило
и связь с ним не установлена;
- получено донесение от
экипажа ВС об ухудшении полетоспособности, однако не настолько, чтобы могла
потребоваться вынужденная посадка;
- при актах незаконного
вмешательства.
3.DESTERFA (бедствие):
- после объявления ALERFA
неоднократные попытки уточнить местонахождение ВС и установить с ним связь не
удались;
- получено донесение от
экипажа ВС об ухудшении полетоспособности настолько, что вероятна вынужденная
посадка;
- имеется обоснованная
уверенность, или получено донесение от экипажа ВС о том, что совершена
вынужденная посадка.
Работы по поиску и спасанию осуществляет центр поиска
и спасания, который имеет свой район действий и оперативную связь со всеми
службами движения. Размещен, как правило, в центре диспетчерского района АСС.