АВТОРОТАЦИЯ

Когда в полете шум двигателя вертолета неожиданно затихает, и остается только звук ветра, его экипаж не надевает судорожно парашют и не дергает за стартовый рычаг катапульты. В вертолете это не поможет, да и высота часто мала для прыжков. Пилот, не теряя самообладания, переводит вертолет в режим авторотации и пытается спасти машину от катастрофы. Коптеры не самолеты, они не умеют планировать, и аэродинамика вертолета без работающего двигателя ничем не отличается от утюга. Что же такое авторотация?

Всем наверное известен эффект флюгера, помните такую детскую игрушку? Полоска бумаги, надорванная пополам вдоль до середины с отогнутыми половинками в форме Y. Бумажный такой вертолетик. Кидаешь его с высоты, он крутится и медленно опускается вниз. За счет этого же эффекта и происходит авторотация.

У вертолета соотношение массы и размеров лопастей совершенно отличается от бумажного аналога. И если оставить процесс падения на самотек, то установившаяся скорость падения будет сильно велика, так что при ударе об землю смертей не избежать. Чтобы замедлить падение, приходится делать так:

1) Первым делом войдем в режим авторотации. Ни к чему ротору зря ворочать двигатель, с толкача не заведется, по этому отпустим ось ГР, убрав, если можно так выразиться, сцепление. В разных вертолетах это выполнено конструктивно по-разному.

2) Раскрутка. Раскручиваем ротор, увеличивая шаг, тогда винт будет больше "загребать" воздух и раскручиваться. На стадии раскрутки два важных фактора, определить установившуюся скорость падения и запас высоты для торможения. Скорость падения должна быть такой, чтобы при "затяжелении" винта при посадке, он конструктивно выдержал и не разрушился. Раскрутка нужна, чтобы при посадке, за счет инерции ГР, скомпенсировать массу вертолета.

3) Посадка. Резко уменьшаем шаг винта, "затяжеляем" его. На таких углах атаки лопастей главный ротор превращается в псевдо-крыло и работает как парашют. Так как он накопил кинетическую энергию при раскрутке, он замедлится не сразу, и будет создавать подъемную силу, пока не затормозится. Вследствие этого вертолет значительно уменьшит скорость падения, не совсем конечно, чтоб зависнуть, закон сохранения энергии не перехитрить, но достаточно, чтобы совершить вынужденную посадку и не разбиться. Иногда стадия раскрутки не нужна, особенно если вертолет легкий.

Теперь можно расслабиться и считать ушибы, ссадины и переломы. Если все сделать правильно - можно отделаться лишь этим. При авторотации редко удается избежать травм, если конечно не повезет упасть на густой лес или болото. Хотя я знал одного вертолетчика, который 3 раза садился на авторотации на Ми-2 и каждый раз после больницы возвращался в строй.

А теперь обломы нашего городка. Вы, наверное, потираете ручки в предвкушении посадок на авторотации в MSFS 98, ан нет, программисты из Мелкософта не предусмотрели такой режим. Двигатель в нем выключается лишь при сбросе газа и шага до нуля, а отключение его из меню не предусмотрено, будем надеяться, что в следующей версии симулятора будет предусмотрена авторотация или может какой-нибудь патч выйдет. Следующий облом. Мы забыли, что хвостовой ротор тоже не работает в нормальном режиме, так как он через вал соединен с двигателем. По этому при падении нужно учитывать вращение вертолета, чтобы не завалиться в штопор, из которого выхода уже не будет. Этого можно попытаться избежать, наклонив ГР так, чтобы он компенсировал отсутствие ХР. Иногда валы ГР и ХР сопрягают так, чтобы в режиме авторотации ХР брал часть вращательной кинетической энергии от ГР.

Замечу, кстати, что в военных вертолетах в настоящее время устанавливают катапультируемые кресла, и механизмы отстрела лопастей, так как они работают на малой высоте и не могут успеть сесть на авторотации, либо могут повредить лопасти, что тоже исключает возможность благополучной посадки.

Во многих странах лицензии на полеты в городах получают лишь вертолеты с двумя двигателями, причем требуется, чтобы при одном двигателе он мог реализовывать зависание при полной предусмотренной загрузке.

В общем, облизывайтесь (или ужасайтесь), господа вертолетчики. Авторотация не для слабонервных. Если кто, кстати, умудрится в 98-м изобразить авторотацию, пишите.

дальше>>
Сайт создан в системе uCoz