Система вторичной
радиолокации, используемая для целей управления воздушным движением, позволяет
значительно повысить пропускную способность, помехозащищенность и эффективность
органов и систем ОВД, а также снизить нагрузку на диспетчерский состав и
уменьшить объем радиообмена.
Правила использования
самолетного ответчика (транспондера) предусматривают установку различных буквенных
и цифровых кодов, а также фразеологию радиообмена. Для каждой страны в документах
полетной информации публикуются национальные правила использования транспондера
(таблица использования самолетного ответчика - Secondary Surveillance Radar - SSR указывается в сборнике Jeppesen
в клапане "Enroute").
В настоящее время при
использовании транспондера применяются два буквенных кода, которые означают два
вида запроса:
А - запрос цифрового
кода.
С - запрос цифрового кода
и высоты полета.
Имеется два резервных
вида запроса (В и D), предназначенных для дальнейшего расширения возможностей
системы.
Цифровой код
транспондера может быть задан отдельному ВС или присвоен рейсу, выполняемому по
расписанию. Цифровые коды могут устанавливаться таким образом, чтобы по ним
можно было определить в каком воздушном пространстве (верхнем или нижнем)
находится ВС и будет ли оно производить посадку в пределах данной зоны полетной
информации или страны.
Вылет с неисправным
транспондером запрещается, а при отказе транспондера после взлета командир ВС
должен произвести посадку на аэродроме вылета.
Обнаружив в полете
неисправность транспондера, командир ВС должен произвести посадку на одном из
аэродромов в пределах той зоны полетной информации, в которой обнаружена неисправность.
Если же это не представляется возможным, или ни на одном из аэродромов по
маршруту полета транспондер не может быть исправлен, командир ВС должен дать
диспетчерской службе изменение плана полета, указав в графе SSR п. 10
отсутствие транспондера (N).
В тех случаях, когда ВС
имеет исправный транспондер, экипаж использует его во время всего полета независимо
от того, находится ли ВС в пределах или вне пределов воздушного пространства,
где вторичная радиолокация используется для целей ОВД. Экипаж во время полета:
1.Использует транспондер и
выбирает режимы и коды, указываемые отдельно соответствующим органом ОВД, с
которым он установил связь.
2.Использует транспондер,
применяя те режимы и коды, которые предписаны на основе региональных аэронавигационных
соглашений.
3.При отсутствии каких -
либо указаний органов ОВД или региональных аэронавигационных соглашений использует
транспондер в режиме А (Alpha), установив код 2000.
В тех случаях, когда ВС
имеет исправный транспондер, работающий в режиме C (Charley), экипаж непрерывно
использует этот режим, если орган ОВД не дает ему других указаний.
В том случае, если орган
ОВД просит указать тип бортового транспондера, экипаж указывает знаки, предписанные
для включения подобной информации в план полета, то есть "Transponder
Charley" и так далее.
В том случае, если орган
ОВД дает указание "Вторично установите (режим, код)", экипаж повторно
устанавливает заданные режим и код.
В случае использования
режима С экипаж при ведении двусторонней речевой радиосвязи "воздух - земля",
когда требуется передача информации о высоте полета, указывает свою высоту,
округляя ее значение до ближайшего целого числа, кратного 100 футам, в соответствии
с показаниями высотомеров.
При возникновении
аварийной обстановки или перехвате экипаж ВС устанавливает транспондер в режим
А, код 7700, если ранее службой ОВД не было дано указание об использовании другого
определенного кода. В противном случае экипаж использует данный определенный
код до получения других указаний службы.
При потере двусторонней радиосвязи экипаж ВС устанавливает транспондер в режим А, код 7600. Диспетчер, получив ответный код отказа радиосвязи, должен определить степень ее потери путем передачи указания экипажу привести в действие устройство специальной индикации положения (SPI) или изменить код. В том случае, если установлено, что бортовой радиоприемник исправен, дальнейшее управление полетом ВС осуществляется с использованием изменений кода или передачи SPI для подтверждения приема выданных разрешений.
Если ВС, находящееся в
полете, стало объектом незаконного вмешательства, командир ВС делает все возможное
для установки транспондера в режим А, код 7500, чтобы сообщить об обстановке, если
обстоятельства не позволяют использовать код 7700.
Если экипаж выбрал режим
А, код 7500 и впоследствии орган ОВД дает ему указание подтвердить свой код,
он, в зависимости от обстоятельств, либо подтверждает установку кода, либо не отвечает
совсем.
Отсутствие ответа от
экипажа служит для органа ОВД подтверждением того, что использование кода 7500
не является следствием случайного неправильного кода.
При пересечении
государственной границы, если нет каких - либо специальных указаний, на ответчике
СОМ-64 должны быть установлены режим RBS, код А2000.
При полетах с
использованием транспондера в речевой радиосвязи "воздух - земля" может
быть использована следующая фразеология.
Кодовая фраза |
Значение фразы и
действия экипажа |
MODE |
Установить буквенный код транспондера |
CODE |
Установить цифровой код транспондера |
SQUAWK |
Установить суммарный (буквенный и цифровой)
код транспондера |
SQUAWK ALPHA |
Установить букву А |
STOP
SQUAWK ALPHA |
Выключить букву А |
SQUAWK CHARLEY |
Установить букву С |
SQUAWK ALTIMETER |
Установить букву С |
STOP
SQUAWK ALTIMETER |
Выключить букву С |
SQUAWK STANDBY |
Установить букву D |
SQUAWK IDENT |
На 3-5 секунд нажать кнопку
"Знак" |
SQUAWK ALPHA
43 |
Установить код А4300 |
SQUAWK CHARLEY
43 |
Установить код С4300 |
SQUAWK 43 |
Установить код А4300 |
SQUAWK 43 LOW |
Установить код А4300 и включить малую чувствительность |
SQUAWK 43 NORMAL |
Установить код А4300 и включить
нормальную чувствительность |
STOP SQUAWK |
Выключить транспондер |
CHECK
ALTIMETER SETTING AND CONFIRM LEVEL |
Сообщить диспетчеру фактическую высоту
полета |
STOP
ALTIMETER SQUAWK MODE CHARLEY WRONG |
Выключить букву С ввиду неправильных
показаний высоты |
Иногда после фразы
"Squawk 43" диспетчер может произнести слова "Three
Code", означающие установку дополнительного кода
"3", имеющегося на транспондерах, устанавливаемых на военных
самолетах американского производства.