ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА

Каждый самолет имеет топливную систему соответственно типу двигателя, который на нем установлен. Она состоит из топливных баков, топливных магистралей (трубопороводов) и карбюратора или инжектора. Самолеты с высокорасположенным крылом, такие как Cessna Skyline 182RG используют силу тяжести, чтобы подавать топливо к двигателю, т.е. топливо бежит “самотеком”. В других конструкциях используются электрические или механические насосы. Топливная система обычно включает в себя два и более баков. Некоторые машины используют саму полость конструкции крыла в качестве топливного бака. Одна из проблем, незнакомая автолюбителям - вода в топливных баках. Вода может выделяться из конденсата в баке или попадать вместе с заправляемым топливом. Она тяжелее чем топливо и собирается под ним, у днища бака. Это довольно опасно. Нежелательно, чтобы водяная пробка попадала в магистрали. Поэтому перед каждым вылетом проводится обязательная процедура слива отстоя. Ее наверняка видели читатели, которые часто летают пассажирами. Внизу под крылом имеется специальный дренажный клапан топливного бака. Подходит авиатехник с обыкновенной двухлитровой стеклянной банкой и нажимает на клапан, сливая в банку примерно пол-литра топлива. “На свет” сразу видно выделение воды у дна сосуда. Если топливо содержит воду, то в банке окажется ее достаточное количество. Отстой будет сливаться до тех пор, пока не пойдет чистое топливо. Кстати, этим же способом можно увидеть попавшие в бак посторонние примеси. Если топливо имеет загрязнения, вылет могут и отменить. Но это уже ЧП. Самолеты используют керосин (реактивные и турбовинтовые) или авиационный бензин (поршневые) в качестве топлива. И то и другое имеет множество сортов и, соответственно марок. Самый распространенный в США авиабензин называется 100LL. (100 - это октановое число. Например у бензина АИ-93 октановое число - 93 и т.д.). Авиабензин 100LL окрашен в голубой цвет для простого “узнавания”. Частный пилот может купить его в любом аэропорту США и большинстве аэропортов мира. Бензин продается в прозрачных пластиковых канистрах по 1 и 4 галлона (4 и 16 литров). Галлон стоит от 50 до 90 центов. Канистры подвозит к самолету специальный автотранспорт, либо заправка производится заправочной машиной. Многие аэродромы имеют т.н. центральную заправку. (В покрытии стоянки есть люк - колодец с крышкой. Если открыть крышку - увидишь заправочный шланг.) Центральная заправка больше касается рейсовых лайнеров. Большие самолеты принадлежащие государственным и частным авиакомпаниям ведут счет на тонны при заправке. Частник платит за бензин из своего кармана, поэтому и считает точнее. Например залить 100 литров - это купить 25 галлонов бензина (около 22 баксов). На Цессне 100 литров хватит чтобы продержаться в воздухе 1 час 15 минут (Цессна сжигает около 20 галлонов в час). При скорости 156 kts (крейсерская скорость Цессны - это около 290 км/ч) вы пролетите 195 NM (360 км). Стоянка стоит по-разному в разных аэропортах. Оплата почасовая. Допустим, вы потратили 10 долларов, плюс гостиница, еда и т.п. Таким образом визит в данный аэропорт обошелся вам примерно в 35-50 долларов. Вам нужно взять со следующего клиента около 70-100 долларов, чтобы перелететь на 195 миль в другой город с прибылью 100 % на самолете Цессна. (Я не случайно об этом рассказываю - эти финансовые вычисления заложены в основу игры, дипломной программы и соревнований FSGN на Internet). Каждый самолет имеет собственный сорт топлива, указанный в РЛЭ. Нельзя заливать неправильный сорт топлива, может произойти разрушение двигателя или пожар. Именно во избежание ошибок топливо в США окрашено в разные цвета. 100LL - голубой авиабензин, 80/87 - красный авиабензин, а керосин для реактивных и турбовинтовых самолетов делается прозрачным. По причине возможных ошибок пилот всегда контролирует заправку своего самолета...

...ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ ИЛИ “ВОТ БЫ НАМ ТАКУЮ ЖИЗНЬ”

В США на Internet есть специальные серверы для частных пилотов. Планируя маршрут, там можно посмотреть список цен на топливо по городам разных штатов, погоду и цены на стоянку и обслуживание. Наберите в LYCOS фразу “General Aviation Fuel” (Топливо для частной авиации) и получите исчерпывающую информацию. Благо, в штатах аэродромы, которые могут принять частный самолет класса Цессны расположены через каждые 50-100 миль. Есть из чего выбирать. Ситуация там с авиационной заправкой похожа на современную ситуацию в Москве с автобензином - АЗС через каждый квартал города. Это неудивительно. Маленький аэродром гораздо дешевле. Иногда там даже нет диспетчера, только грунтовая полоса и система посадки или приводной маяк, мотель, стоянка, супермаркет, ресторанчик, магазин авиапричиндалов и топливная лавка, метеостанция, сервис для частных пассажиров и заказчиков полетов. Такие частные предприятия могут приносить до полутора миллионов долларов в год. Представьте предпринимателя, который не настолько богат, чтобы держать собственный самолет или вертолет. Он живет, скажем в уральском мегаполисе Екатеринбурге. Ему нужно срочно по вопросам продажи партии товара оказаться в городке Копейск, который в 200 км к юго-западу. Большая авиация туда вообще не летает - нерентабельно. Лететь на рейсовом Ан-2 или Л-410? Добираться поездом? Ехать на машине? Туда с бумагами и любимой секретаршей, обратно с ней же и еще с деньгами (бизнес по-русски). Представим, что это человек из среднего класса бизнесменов с мобильным телефоном, Мерседесом и коттеджем. Просадить в кабаке за вечер он может 200-300 баксов и зарабатывает в месяц 5-8 тысяч “чистыми”. Три предыдущих варианта как-то не очень. Фирменных СВ-вагонов вряд-ли найдется на этом железнодорожном перегоне - значит допотопный жесткий плацкард или максимум заурядное купе. Рулить 200 км на машине по уральским лесам в такой ситуации тоже - “так себе” затея. Ну а летать рейсовым Ан-2 или Л-410 по местным линиям он вообще ни разу не пробовал и не собирается. Через местную рекламную газету он узнал о “воздушном такси” и приехал в аэропорт Кольцово города Екатеринбурга. Уютные аппартаменты VIP с сауной, хорошим Виски и приятной музыкой. Менеджер частного сектора быстро подбирает свободного пилота и самолет уже ждет “под парами”. Бизнесмен чисто по-русски никуда не торопится. Его провожают друзья, и еще не произнесены все прощальные тосты. Самолет приватный - ждет сколько надо. Через минуту после окончания вечеринки, черный BMW везет его по вечернему перрону к стоянке Цессны (без всяких заморочек с очередью на регистрацию, “отстойника” и т.п. аттрибутов провинциальных ближних рейсов. Персональный диванчик на двоих сразу за спиной пилота. Романтика кабины самолета, мини-бар на борту. Красивый полет на небольшой высоте с прекраными видами и толковым гидом впереди (второй пилот или просто партнер частника). Наушники позволяют слушать, что происходит по маршруту полета... Теперь представим, что в течении этих суток нашлось еще 100 человек в самых разных направлениях от того-самого Копейска, которые имеют подобную цель в этом городе и “зависают” в VIP аппартаментах частного сектора авиации городов Уфа, Нижний Тагил, Курган, Тюмень, Магнитогорск, Кустанай и Каменск-Уральский (примерно 12 человек в сутки из каждого перечисленного города). В Копейске нашелся мудрый предприниматель, который купил землю, или арендовал стоянки и помещения в местном аэропорту. Там есть качественное авиатопливо мирового стандарта от “Лукойл” за “нал” и по кредитным картам, мотель для отдыха и все необходимые для обслуживания частников вещи. В кооперации с местными фирмами организована система отдыха и питания для экипажей (просто, недорого, но уютно). Есть навигационное и метеообеспечение, полетные карты, банковские услуги и комфортабельный транспорт до города. Каждый из 100 частных пилотов, о которых речь шла выше посетит в эти сутки на часок-другой этот частный аэропорт. Получается один самолет в 10-12 минут - тихое место! Еще бы расположить его на берегу живописного озера или рядом с сосновым бором. Каждый из 100 частников оставит здесь в среднем по 30-50 баксов за топливо и услуги. Даже имея 3000 в сутки, и 90000 долларов в месяц предприятие заработает миллион баксов в год (из которых 300-400 тысяч, а то и больше будут чистой прибылью, если брать во внимание, как делается бизнес в России). Американцы просекли это дело еще в 60-е годы, и теперь вся страна щедро усыпана аэродромами для General Aviation. Ассоциация частных пилотов и владельцев воздушных судов насчитывает около 500000 человек. (В примере описанном выше - на всю Россию нужно всего 12000 частных пилотов), чтобы обслуживать полеты в 1000 таких маленьких аэродромов каждые сутки. Реально? - Почему бы и нет? Так или иначе, судить об этом нашим внукам. Сейчас есть только один способ влиться в мировую тусовку “приватеров” - поиграть в это с помощью флайт-симулятора, или поехать на несколько лет в те же Штаты, пока Россия будет обзаводиться законодательной и материальной базой НАСТОЯЩЕЙ частной авиации (Я не имею в виду пассажирские лайнеры, купленные сверхбогатыми людьми за миллионы и десятки миллионов долларов. Это не есть General Aviation. Такие корабли летают дублируя нормальные пассажирские рейсы и выполняют сверхнерентабельные полеты. Это не бизнес - это предметы роскоши. Подержанную Цессну, Пайпер, Муни или Бичкрафт как одномоторную, так и двухмоторную шестиместную модель можно сегодня купить в Штатах за 25-80 тысяч долларов, а новую за 120-290 тысяч). Уже хотите покупать? Пожалуйста - вот цены, и заодно некоторые из сотен адресочков “айркрафт шоп”:

год вып. Цена USD Название Описание Налет часов планер/двигатель

1978 32900, торг Cessna 172 II 1075/1075

1974 27900, торг Piper Cherokee 140 1750/1750

1976 75900 Сessna 182P 2250/750

1977 109900 Cessna Skymaster II Двухмоторный 2150/450

1981 109900 Mooney 231 2835/1385

1991 269900 Mooney TLS Новый самолет. Полный комплект навигационного оборудования Bendix/King, кожаный салон “люкс”, стоял в теплом ангаре. 375/375

1979 154500, торг Cessna 340A Двухмоторный, Радионавигация Bendix/King, Радар, Радиовысотомер, Автопилот, Телефон, Две радиостанции, новые двигатели. 1247/282

http://www.airshow.net

http://www.peganet.com/mirnet/commercial/online_sales

http://www.gulf-coast-avionics.com

http://aso.solid.com

Также наберите в поиске фразу “General Aviation Aircraft Sales” и выбирайте, что вашей душе угодно. (Кстати самолет вам доставят по указанному адресу в любой точке мира “перелетом - Ferry Flight” или в морском контейнере со снятыми крыльями. Иногда за отдельную плату, иногда это входит в стоимость). Между прочим, наши производители делают самолеты General Aviation лучше чем мировые акулы этого рынка типа “Цессна”. Но, что-то не очень-то идут на контакт с компьютерной прессой. Тем не менее, я все же лелею идею сделать под Microsoft Flight Simulator копии русских самолетов Як-112, Ил-103, “Гжель” и других прекрасных машин частной авиации российского производства. Проблема с документацией. Нужны подробные весовые и аэродинамические данные чтобы построить точную виртуальную модель. Иначе получится Цессна с внешним видом Яка.

Итак, закончим лирическое отступление. Это было с целью небольшого отдыха и подъема пилотского духа. Теперь будем продолжать грызть гранит авиационной науки.

ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Ошибка в расчете необходимого количсетва топлива и неправильный контроль его расхода - одна из причин авиационных проишествий. Эта причина полностью зависит от человека, поэтому ее можно избежать. Вы должны смотреть на часы в полете так же внимательно, как и на указатели остатка топлива. Часы у вас в кабине не для того, чтобы не опоздать на свидание. Это важный прибор. Регулярно сверяя время и остаток топлива вы получите часовой расход. Правила визуальных полетов (ПВП или VFR) требуют, чтобы вы прибыли в аэропорт назначения с 30-минутным запасом топлива на борту. Ночью этот остаток должен быть достаточным для 45 минут полета. Правила полетов по приборам (в сложных метеоусловиях) еще строже. Во время следования по маршруту вы можете встретить сильные ветры (воздушные течения), грозы и другие опасные метеоявления, которые задержат вас. Вы можете просто потерять ориентировку, сбиться с маршрута и потратить время на восстановление правильной линии пути. Могут возникнуть проблемы с двигателем, которые вызовут перерасход топлива. В нашей летной школе мы будем летать над Сибирью и Уралом, Дальним Востоком и Казахстаном, в полярных широтах и над пустынями. Правильность навигации и контроля топлива здесь актуальны как нигде в мире. Контроль топлива включает в себя три задачи:

Расчет на предполетной подготовке. Т.е. фактический остаток топлива в баках, плюс топливо необходимое для маршрута, плюс “невырабатываемый” остаток на дне бака, плюс аэронавигационный запас, плюс чуть-чуть на всякий случай. На летной подготовке мы будем это делать.

Контроль в полете за раздельным расходом из каждого бака - переключать своевременно баки с помощью Fuel Tank Selector в меню “Aircraft - Engines & Fuel”. Недопустимо оставить один бак “сухим”, потом переключиться на другой. Это может привести к повреждению и остановке двигателя в полете. Лучше всего переключаться между баками, отслеживая по времени как идет расход из каждого из них.

Грамотный контроль над составом горючей смеси (Mixture Control). Необходимо при каждом изменении высоты полета или атмосферных условий регулировать состав смеси, добиваясь оптимально-экономичного режима работы двигателя.

Кроме того, пересекая воздушные зоны аэродромов и центров УВД (управления воздушным движением) нужно переключаться на метеочастоту и слушать фактическую погоду по трассе. Маршрутные карты будут содержать информацию о таких радиочастотах вдоль трассы и позывных метеостанций. В случае задержки, котрая съест ваше топливо, необходимо выбрать аэродром дозаправки, связаться с ним и совершить незапланированную посадку, чтобы обязательно прибыть в аэропорт назначения с требуемым остатком топлива.

Igor “Lancelot”

VFS Commander 

 

 

 

 

 

 

 



Сайт создан в системе uCoz