Arnold Field
"International Air Traffic Control. Management of the World's Airspace"
М. Транспорт. 1989


ПРАВИЛА ПОЛЕТОВ
Для упорядочения потока воздушного движения и правильности применения стандартов эшелонирования ВС существенным является установление сначала системы зон воздушного пространства, достаточной для обеспечения безопасности полетов ВС с момента взлета до посадки, а затем применение правил использования воздушного пространства, организованного для обеспечения безопасности всех его пользователей. Эти правила, известные как “правила полетов”, помещены в Приложении 2 Конвенции ИКАО.

Любое ВС, имеющее знак национальной принадлежности и регистрационный знак государства — члена ИКАО, подчиняется этим правилам, если они не входят в противоречие с правилами государства, обладающего юрисдикцией на территории, в воздушном пространстве которой осуществляется полет. Последнее положение важно, так как в силу ряда причин различные государства могут по-своему интерпретировать определенные правила. В действительности каждое государство разрабатывает свое собственное законодательство, основанное на этих правилах (например, в Великобритании “Правила выполнения полетов”). Пилоты должны ознакомиться с любыми такими различиями до осуществления полетов в рассматриваемое воздушное пространство. Однако независимо от интерпретации определенного правила цель остается общей — обеспечение безопасности национальных и международных полетов. Каждое государство имеет свои собственные районы полетной информации, соприкасающиеся с граничащими государствами. В пределах таких районов как раз и расположены различные категории контролируемого воздушного пространства. Поэтому между граничащими государствами в значительной степени должна осуществляться координация для того, чтобы правила использования воздушного пространства и границы смежных районов воздушного пространства не входили в противоречие друг с другом. Правила полетов охватывают много аспектов, но с точки зрения службы управления воздушным движением наиболее важным является требование получения предварительного разрешения для выполнения контролируемого полета. Это означает, что ВС, входящее в контролируемое воздушное пространство, должно получить диспетчерское разрешение от службы управления воздушным движением, ответственной за данное воздушное пространство. Однако в различных частях мира встречаются исключения, как правило, касающиеся выполнения полетов по правилам визуального полета. Например, пилоту разрешается выполнять визуальный полет при наличии определенных метеорологических условий, и в данном случае ответственность за избежание столкновений ложится на пилота. Однако из-за конструктивных ограничений современных кабин экипажа^ отношении визуального обзора и из-за высоких скоростей сближения (часто более 1850 км/ч) многие государства, в частности Великобритания, в зонах своего контролируемого воздушного пространства применяют правила полетов по приборам независимо от погодных условий. Именно в этих районах воздушного пространства службы управления воздушным движением применяют стандарты эшелонирования.

ДИСПЕТЧЕРСКИЕ ЗОНЫ
Диспетчерские зоны устанавливаются на сильно загруженных аэродромах в пределах аэродромной зоны и простираются от уровня земли до высоты 750 м или до уровня, соответствующего нижней границе аэродромной зоны. Назначением этих зон является обеспечение безопасности движения ВС, прибывающих из аэродромной зоны или направляющихся в нее.

АЭРОДРОМНЫЕ ЗОНЫ
Аэродромные зоны устанавливаются вокруг одного или более загруженных аэродромов и начинаются обычно с высоты 750 м или с уровня верхней границы диспетчерской зоны до высоты, примерно соответствующей эшелону 245(7350 м) (нижняя граница верхнего воздушного пространства, высота которой может отличаться в различных государствах), а в горизонтальной плоскости зона распространяется вплоть до системы воздушных трасс, обслуживающих аэродромную зону. Назначением аэродромных зон является обеспечение безопасности полета ВС, покидающих систему воздушных трасс для посадки на аэродроме аэроузловой зоны, или покидающих аэродромную зону и входящих в систему воздушных трасс. Размеры этой зоны в вертикальной плоскости должны определяться возможностью обеспечения безопасности движения ВС, пролетающих аэродромную зону и направляющихся к другим аэродромам назначения.

ВОЗДУШНЫЕ ТРАССЫ
Воздушные трассы установлены для соединения основных населенных районов с определенными географическими районами и для связи основных городов соседних государств. Минимальная ширина воздушных трасс обычно составляет 18,5 км, нижняя граница их изменяется от 90 мм до эшелона 55 (1650 м), а верхняя граница, за исключением ряда случаев, распространяется до эшелона 245 (7350 м), что является нижней границей верхнего воздушного пространства. Назначением воздушных трасс является обеспечение безопасности движения ВС, совершающих полеты по маршруту между установленными на них контрольными пунктами.

ВЕРХНЕЕ ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Воздушное пространство выше эшелона 245 (7350 м) или другого уровня отдельного государства, распространяющееся до эшелона 660 (19 800 м), определяется как зона специальных правил.
В пределах этой зоны установлены воздушные трассы верхнего воздушного пространства. Большинство этих трасс соприкасаются с сетью воздушных трасс ниже этого уровня. Назначением трасс, расположенных в верхнем воздушном пространстве, является обеспечение безопасности движения ВС, совершающих полеты не только в сети воздушных трасс, но также в любой части верхнего воздушного пространства. В общем случае большинство ВС, как гражданских, так и военных, выполняющих полеты в соответствии с гражданскими процедурами, используют сеть воздушных трасс. При этом нижняя граница воздушного пространства, также как и процедурные правила, могут быть различными в отдельных государствах.
Принятый международный термин для данного типа воздушного пространства, внутри которого существуют воздушные трассы верхнего воздушного пространства и воздушного пространства со специальными правилами,— район полетной информации верхнего воздушного пространства (LJIR главный район диспетчерской службы). Районы полетной информации. Воздушное пространство за пределами диспетчерских зон, аэродромных зон, воздушных трасс и зон со специальными правилами, но в пределах которого эти зоны располагаются, определяется как район полетной информации (FIR). Он представляет собой неконтролируемое воздушное пространство, и ВС могут совершать полеты, не подвергаясь процедурам контроля, при условии, что они подчиняются своду простых правил для полетов в условиях правил полетов по приборам и избегают зоны воздушного движения аэродромов, которые являются контролируемыми. Может показаться странным, что книга, посвященная управлению воздушным движением, утверждает, что большая часть мирового воздушного пространства, занятая районами полетной информации, является неконтролируемой. Однако имеются веские причины для того, чтобы на данном этапе развития авиации не применять процедуры управления к тем воздушным судам, которые предпочитают совершать полеты в зонах за пределами контролируемого воздушного пространства или воздушного пространства со специальными правилами. Для лучшего понимания в книгу включен материал, касающийся обслуживания полетной информацией в районах полетной информации. Воздушное пространство со специальными правилами. В пределах районов полетной информации имеется ряд зон, к которым применяются специальные правила: зоны для военных тренировочных полетов, относительно загруженные аэродромные зоны, опасные зоны и т. д. Правила, которые применяются к ним, разработаны для обеспечения безопасности полетов ВС в пределах этих зон, а также для использования воздушного пространства в соответствии с этими специальными правилами. Сами эти правила в значительной степени различаются, однако пилоты, планирующие полеты в районе полетной информации, должны обратиться к сборникам аэронавигационной информации (AIP) рассматриваемого государства, в которых вся эта информация должна быть подробно изложена. Для лучшего понимания организации воздушного пространства на рис. 1 схематично представлено разделение воздушного пространства по вертикали и на рис. 2 — использование воздушного пространства.

Рис. 1. Схема вертикального деления воздушного пространства: /—диспетчерские, аэродромные зоны и воздушные трассы; 2—уровень земли; 3— контролируемое воздушное пространство, диспетчерская зона; 4 — контролируемое воздушное пространство, зона аэродрома; 5 — контролируемое воздушное пространство (воздушные трассы); 6—нижнее воздушное пространство; 7—среднее воздушное пространство (свободное); 8 — верхнее воздушное пространство; 9 — воздушные трассы

Рис. 2. Схема использования воздушного пространства:
1 — управление, принимаемое центром, когда ВС находится выше абсолютной высоты перехода; 2 — ниже воздушной трассы; 3 — пересечение воздушных трасс; 4 — выше воздушной трассы; 5 — воздушная трасса; 6 — контролируемое воздушное пространство, зона аэродрома; 7—пролет; 8—аэродромная диспетчерская зона; 9—выход на воздушную трассу; 10— верхние воздушные трассы


<<на главную



Сайт создан в системе uCoz